Подковерные методы

В течение 2008 г. в управление Роспотребнадзора по Самарской обл. поступило пять жалоб на автодилеров. Кроме того, были проведены три плановых контрольных мероприятия в автосалонах. В делах фигурировали ООО «Самарские автомобили», ЗАО «Автомир», ООО «Альфа-Сервис», ООО «VIP-Авто», новокуйбышевское ООО «Перспектива-Н», тольяттинские ООО «Евромобиль» и ООО «Машторгсервис». В 2009 г., по оценкам экспертов, ожидается увеличение числа жалоб на «изобретательность» автосалонов, пытающихся в кризис сбыть автомобили любой ценой.

С начала 2009 г. в управление Роспотребнадзора по г. Москве поступило около тысячи звонков по горячей линии с жалобами на услуги автосалонов, которые стремятся сбыть автомобили в кризис любой ценой. Факт существования аналогичных обращений в Самарской обл. за 2009 г. руководитель управления Роспотребнадзора по Самарской обл. Нина Сергеева отрицает. Но аналитик компании «Финам» Ярослав Кабаков считает, что чаще всего самарские покупатели сами виноваты: невнимательно знакомятся с подписываемыми документами и не обращаются в контролирующие органы. Самых распространенных схем обмана, по данным федеральных СМИ, существует несколько. Одна из них — при заключении договора купли-продажи автомобиля потенциальным покупателям устно объявлялась определенная стоимость, после чего предлагалось подписать договор, напечатанный мелким, трудно читаемым шрифтом. Покупатель, как правило, ставил подпись не вчитываясь. А потом, при оплате, выяснялось, что стоимость автомобиля значительно возросла либо же в договоре была указана цена без учета НДС. Если человеку просто не хватало денег, ему ничего не оставалось, как расторгнуть договор. В таком случае внесенный задаток по условиям уже подписанного договора купли-продажи отходил автосалону.

По данным управления Роспотребнадзора по Самарской обл., в 2008 г. похожая схема была обнаружена у самарских дилеров General Motors — в автосалонах ООО «VIP-Авто» и ООО «Альфа-Сервис». Как рассказала «Хронографу» Нина Сергеева, «в ходе проверок в договоры купли-продажи автомобиля, заключаемых в этих автосалонах, были включены условия, ущемляющие права потребителя». Одним из пунктов соглашения значилось, что при необоснованном отказе покупателя от получения автомобиля с него будет удержана сумма неустойки в виде штрафа в размере 2% от суммы договора купли-продажи. А это от 4 до 30 тыс. р. в зависимости от стоимости автомобиля.

Ввести в заблуждение покупателя и, следовательно, после подписания договора потерять часть задатка могут и неправильные ценники. В частности, в 2008 г. «в ходе проверки управления Роспотребнадзора в автосалоне «Самарские Автомобили-М» на автомобилях были обнаружены ценники неустановленного образца», — отметила госпожа Сергеева. Дополнительно начальник управления сообщила, что за весь 2008 г. в Роспотребнадзор по Самарской обл. поступило пять обращений потребителей, связанных с качеством автотранспортных средств у официального дилера ОАО «АВТОВАЗ» в г. Новокуйбышевске ООО «Перспектива-Н», ООО «Самарские автомобили», у дилера Skoda и Ford ЗАО «Автомир» и в тольяттинских ООО «Машторгсервис» и ООО «Евромобиль».

По мнению Ярослава Кабакова, «недобросовестность некоторых автодилеров стала широко известным фактом: они продают не только относительно некачественные автомобили, но и их «виртуальные» комплектации, заманивая несуществующими ценами и не называя реальную стоимость авторемонта». По данным эксперта, многие официальные дилеры в ходе продолжающихся масштабных распродаж продают не что иное, как «виртуальные автомобили» — автомобили, которых на самом деле не существует. По словам Кабакова, «цель существования таких автомобилей одна: заманить покупателя в автосалон». По мнению источника «Хронографа», знакомого с ситуацией на региональном авторынке, «когда покупатель пришел и ему говорят, что скидочные автомобили закончились, то сделать так, чтобы он не ушел без покупки, -дело мастерства продавца». И «за такую дезинформацию никто не подаст в суд и не пойдет жаловаться». Особенно актуальна в тяжелое время выживания сервисных станций дилеров схема манипуляции на тему снятия автомобиля с гарантии. Во многих дилерских центрах при условии приобретения дооборудования не у официального дилера владельцу угрожают, что автомобиль потеряет заводскую гарантию. «В итоге автовладельцы вынуждены втридорога устанавливать аудиосистемы, коврики и тюнинг у официального дилера, хотя такие заявления относительно «снятия с гарантии» противоречат не только закону о защите прав потребителей, но и инструкции по эксплуатации автомобиля», — утверждает Ярослав Кабаков. Единственной возможностью воздействовать на такого недобросовестного автопродавца, по мнению эксперта, остается только аудио- или видеофиксация ваших бесед с работниками автосервиса. «Если после прослушивания аудиозаписи дилер все равно будет «сопротивляться» и говорить, что вы что-то недопоняли, смело можно обращаться в суд и требовать денежной компенсации за моральный ущерб и затраты на поездку»