Славянская богиня Макошь плетёт нить судьбы

Мы незаслуженно стали забывать наше прошлое,  в суете наших будней отбрасывая в сторону сокровенные знания предков. А ведь, именно они старались нам передать посредством сказаний, с помощью рукоделия, даже с помощью обычных на первый взгляд бытовых предметов, все свои знания о мирозданье, весь свой жизненный опыт. И ведь именно сейчас нам так важно собрать все эти «сокровища» по крупиночке, и постараться все это сохранить для наших с вами детей и внуков. Именно сейчас, когда душевные ценности задавлены денежным эквивалентом, когда культивируется власть материального над духовным. Потом просто может быть, поздно….

Встречайте, «пряльца-веретенца»! 

Мир образов русской прялки. Казалось бы, и говорить-то особенно не о чем. В нашем обыденном восприятии прялка — простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Ее украшали резьбой и росписью только за тем, чтобы она своим видом радовала пряху и скрашивала ей скуку тяжелого, монотонного зимнего труда. Наивное крестьянское искусство! 

Но если мы лишь слегка приподнимем завесу кажущейся простоты, лишь чуть-чуть заглянем в глубь исконных смыслов ткачества, перед нами откроется огромный мир образов, создававшихся нашими далекими предками много тысячелетий тому назад.

Магический характер прядения  всегда отражался в мифологии разных народов мира. Всегда находился Некто свыше, кто совершал магический акт творения и созидания. Ну что же, попытаемся понять, вспомнить и «намотать на ус»….

Воплощением женского начала в прядении всегда являлась, сама женщина-пряха. Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения — главного женского занятия, которым мужчины никогда не занимались. По народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости.

 Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его атрибутами. Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к новорожденной.

 А в роли обезличенного мужского начала, вероятно, еще с глубокой древности выступала прялка, как творение мужских рук, как своеобразная концентрация мужской силы некоего первопредка-тотема, вечного божественного персонажа, олицетворяющего собой всех мужчин данного рода, племени, народа.

Символика веретена связывалась с символикой прядения в целом. Веретено выступало в качестве атрибута женских божеств, связанных с судьбой и смертью (греческие мойры, римские парки, скандинавские норны), которые сматывают на него нити человеческих жизней. «Веретено» — однокоренное с древнерусским «веремя» (время) означает «то, что вертится», «вечная вертушка».

Пряжа –символ долгой жизни, прядения – ткачества. 

Нить, являясь промежуточным продуктом ткачества, уже не сырье, но еще не ткань, издавна имела свою символику.  В мифах богини прядут нить судьбы, нить жизни, и в реальной жизни ткачеством занимаются, как правило, представительницы женской половины человечества. 

Интересно то, что символика нити является структурным элементом в мифологической схематике разных народов. Древние греки изображали Венеру с куделью в руке. Римляне называли Юнону — «прядущая». У некоторых народов нить отождествлялась с солнечным лучом, с дыханием. В славянстве Богиня-пряха, Макошь, прядет судьбы мира по пятницам (в православии она обретает имя Параскева-пятница) и именно поэтому простым смертным в пятницу прясть нельзя, чтобы ненароком не вплести в планы Богини свои, несовершенные, и не исказить таким образом свою судьбу. В  качестве прядущих духов, манипулирующих нитью в славянстве, выступают рожаницы (роженицы). Это божества, содействующие родам, покровительствующие младенцам и управляющие человеческой судьбой. Роженицы — духи-девы (две или три) являются сразу же после рождения младенца и предназначают ему судьбу, счастливую или несчастливую. Старшая из них произносит слово Судьбы. Другая — меряет нить жизни, третья — ее отрезает. Считается, что роженицы дают новорожденному долю (меру), часть, участь в жизни, отмеривают талан. Этот акт принимается как приговор, который они изрекают (рок), как их суд и ряд, судьба. У украинцев нить воспринималась как связующее звено жизни и смерти, неба и земли, земли с нижним миром. Образ нити являлся атрибутом потустороннего мира: «за грешником катятся клубки и тянутся нитки».

Нередко для наделения магическими свойствами орудия труда украшались определенными семантическими знаками, которые как бы связывали мифический акт ткачества мироздания с человеческим житием. Так, например, в восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Мы можем встретить и композиции, которые свидетельствуют о том, что перед нами своеобразные древние календари. Так на одной из прялок XIX в. (Грязовецкий уезд Вологодской губернии), увенчанной семью городками, на внешней стороне широкой ножки помещена плетенка в виде стилизованной извивающейся семиголовой змеи с головами-треугольниками. Все детали композиции этой ножки украшены маленькими треугольниками, которых здесь в общей сложности 368. Возможно змея — древний символ вечности несет на своем теле все дни года. На другой, также грязовецкой прялке, общее число декорирующих ее треугольников (составляет 360. Эти своеобразные календари еще ждут своей расшифровки ….

Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» — «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.

Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения не вовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».

 Получается, что девушки занимались не просто рукоделием, а прядением магической нити, надлежащей определить их дальнейшую судьбу?

Программирующей магией обладали нити, выпряденные в ночь перед Рождеством, когда в самом пространстве соединяются элементы прошлого, настоящего и будущего. Обрядовая нить могла изготавливаться и при различных жизненных ситуациях. Например, при болезни ребенка. Выпряденную в таком случае за одну ночь до восхода солнца нить запаривали водой и в течении трех дней, так же до восхода солнца, купали в ней ребенка. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. 

У украинцев бытовал обычай прядения во время «беседы», когда молодые с приданным ходили по домам, где получали полмычки «прядива». По дороге молодая должна была ее чесать и прясть. Такая нить также считалась лечебной и отдавалась родителям молодого. В тех же краях имело место и прядение на свадьбах «нитки долгой жизни». Эта нить символизировала долгую счастливую совместную жизнь молодых супругов. Нить-судьба работает и в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом. В метафорическом понимании нить соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Прядётся не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой всё спрядено одной нитью.

Возвращаясь к мифологическим прядущим богиням, можно пофилософствовать на тему направления свивания и скручивания нити. Почему в обыденной жизни это производится в направлении слева направо? «Лево» можно рассматривать как место нахождения прошлого, уже прошедшего настоящего. Тогда как «право» будет направлением в будущее, местом, где находится еще не состоявшееся настоящее. Магическая нить создается с целью изменения состоявшегося настоящего. Чтобы это сделать, нужно изменить прошлое, вернувшись в него. В обрядовой ткаческой магии это и достигается специфическим направлением кручения нити — справа налево.

Таким образом, причинно-следственная поговорка: «без прошлого нет настоящего, а без настоящего — нет будущего» может стать ключом к направлению движения сознания пряхи в момент совершения ритуала изготовления магической нити. Ведь именно с помощью сознания создается новая мысле-форма, которая и реализуется в дальнейшем. 

Резюмируя сказанное, мы можем подытожить…

Прялка — мужское начало, символ Рода, информационный носитель, магический атрибут.

Веретено — атрибут женских божеств, Богини-Матери, символ вращения судьбы, мирозданья, своего рода ось земли…

Нить — символ человеческой жизни, семьи, рода…

Пряха- олицетворение  Богини-Матери создающей мирозданье…

Сам акт прядения — являются символами жизни и непрерывности времени….

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших пращуров… 

По материалам сайтов: dptf.drezna.ru и www.narodko.ru