Интернет-провайдеры меняют тактику
Межоператорские взаимоотношения самарских телеком-компаний могут стать причиной фактически полного ухода с рынка услуги коммутируемого доступа в Интернет. В то же время весной этого года большинство операторов снизили тарифы на более современные технологии доступа, что делает их более привлекательными для абонентов.
Магистральные операторы и местные интернет-провайдеры расходятся в оценках самарского интернет-рынка. Первые оценивают его емкость в течение 2006 года приблизительно в 100 терабайт в месяц. Директор ГК «Крафт-С» Сергей Рящиков утверждает, что эти данные завышены и реальная емкость самарского интернет-рынка приближена к 40-50 Тб в месяц. При этом магистральные операторы говорят о тенденции к увеличению потребления трафика в 2007 году не менее чем в 1,5-2 раза. Причинами этого являются, во-первых, снижение тарифов, а во-вторых — расширение сети и популяризация собственно услуги выхода в Интернет среди населения. Местные же игроки не так оптимистичны в своих прогнозах и считают, что резкого увеличения спроса на интернет-услуги ожидать не стоит, так как население все же не готово тратить на них большие деньги.
Сергей Рящиков отмечает, что рост потребления Интернет-услуг в Самаре в 2007 году не превысит 20-25%. Однако в настоящий момент все игроки рынка сходятся во мнении, что одной из главных тенденций прошедшего года стало увеличение инвестиций операторов в создание инфраструктуры сетей связи и развитие интернет-доступа в регионе. А развитие инфраструктуры влечет за собой и рост интернет-пользователей, появление региональных интернет-сайтов, развитие сервисов. Сегодня основное внимание операторов направлено на развитие технологий, позволяющих постоянный выход в сеть Интернет по выделенным линиям, xDSL-технологий, Ethernet, а также при помощи радиодоступа.
Приход в Самару новых игроков с собственными оптоволоконными линиями привел к обострению конкуренции среди интернет-провайдеров, в результате чего уже в 2006 году обозначилась тенденция к снижению цен на трафик для локальных клиентов и интернет-провайдеров — основных клиентов магистральных операторов. По словам топ-менеджера одного из магистральных интернет-провайдеров, снижение цен началось еще полтора года назад, однако тогда на конечном потребителе трафика это не отразилось. О тридцатипроцентном снижении цен магистральными операторами говорил осенью 2006 года и коммерческий директор компании «Самаратранстелеком» Максим Кутузов. Он отмечал тогда, что конкурентная борьба магистральных игроков действительно повлекла снижение цен, что в итоге отразилось на доходах местных поставщиков Интернета. Пресс-секретарь компании Synterra Екатерина Андреева отмечает, что на межоператорском рынке цены всегда согласуются отдельно по каждому контракту в зависимости от запрашиваемых условий, но при этом она констатирует, что за прошедший год в целом произошло существенное снижение цен на трафик по самарскому операторскому рынку. Судя по всему, первоначально локальные операторы не торопились снижать цены для конечных потребителей и направляли полученную прибыль на закупку нового оборудования и развитие в городе собственной инфраструктуры. Сегодня конкуренция на местном рынке обострилась за счет активного продвижения как операторов кабельного телевидения, которые также предлагают постоянный доступ, так и развития других технологий.
Обострение конкуренции и снижение магистральными операторами цен привели к падению расценок для конечных пользователей. В апреле-мае этого года локальные интернет-провайдеры начали друг за другом снижать цены на Интернет. Одной из первых это сделала компания «Самара Телеком». В начале апреля оператор запустил новую линейку тарифов постоянного доступа к сети Интернет, некоторые из которых предлагают 1 Мб трафика за 23 копейки. По словам маркетолога компании Александры Бакановой, это первый шаг в реализации маркетинговой стратегии «Step. Интернет в двух шагах», который направлен на стимулирование абонентов компании на переход с коммутируемого доступа на постоянный. В апреле новые тарифы своим абонентам также предложил «Самтелеком», который снизил верхнюю планку стоимости одного Мб при подключении по технологии xDSL и выделенным линиям. Уменьшились расценки и у «ВолгаТелеком», «Крафт С» и «Самара-Интернет».
Помимо снижения цен, на популяризацию выделенного доступа к Интернету и повышение спроса большое влияние оказывает и ситуация, сложившаяся вокруг услуги коммутируемого доступа. Несмотря на то, что эксперты рынка утверждают, что будущее за новыми технологиями, а коммутируемый доступ уйдет в прошлое, более половины жителей Самары выходят в Интернет именно посредством Dial up. Однако сегодня операторы прогнозируют если не вымирание услуги как таковой, то по крайней мере снижение спроса в несколько раз. Причиной этого являются розни в межоператорских взаимоотношениях, возникших после появления у «ВолгаТелекома» возможности взимать плату за услугу «инициации вызова к телематическим и дополнительным услугам сторонних операторов». Теоретически такая возможность у компании появилась с 1 июля 2006 года, но практически «ВолгаТелеком» стал пользоваться ею этой весной.
Как сообщили «СО» в пресс-службе СФ «ВолгаТелекома», согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере связи от 22 января 2007 года, пропуск трафика абонентов сети связи одного оператора на узлы доступа Интернет другого оператора является услугой инициирования вызова первой стороны и подлежит оплате в ее адрес по установленным ею тарифам на услугу инициирования вызова. Стоимость такой услуги составляет от 16 до 26 копеек за минуту. Операторы отмечают, что введение таких тарифов вызовет массовое повышение цен на самарском рынке коммутируемого доступа, что в первую очередь отразится на пользователях. Операторы будут вынуждены поднять цены на Dial up, так как до вступления в силу нормативных актов, регламентирующих порядок взаимодействия сетей операторов, взаиморасчеты между межрегиональными компаниями связи и интернет-провайдерами не велись, и в стоимость трафика не закладывалась плата за «инициацию». Повышение цен началось уже в Тольятти. Сильнейшие игроки тольяттинского рынка — «Инфолада» и АИСТ — уже подняли цены на Dial up. В частности, как сообщили «СО» в ООО «Инфолада», с 1 апреля компания ввела новые тарифы для абонентов, получающих услуги Интернет по коммутируемому доступу, причиной чего стало введение новых «Правил расчетов между операторами местной телефонной связи». Стоимость 1 часа работы в Интернете для абонентов «Инфолады» увеличилась до 35 рублей, у абонентов АИСТа — до 32,4 рубля. В Самаре цены еще держатся на уровне от 16,8 до 21 рубля в час.
По мнению источника в одной из самарских интернет-компаний, причиной, по которой «ВолгаТелеком» стал брать дополнительную плату за инициацию вызова при пользовании услугой Dial up, является стремление компании подогреть спрос на широкополосный доступ ADSL, который сегодня активно продвигает оператор. Услуги Интернет по коммутируемому доступу значительно дешевле по сравнению с ADSL, что делает для оператора их менее выгодными. Вынужденное повышение тарифов на коммутируемый доступ большинством участников рынка, с одной стороны, позволит и «ВолгаТелекому» увеличить расценки на Dial up, так как в противном случае антимонопольная служба по тарифам может обратить внимание на низкие относительно других участников тарифы. С другой стороны, это сделает коммутируемый доступ менее привлекательным для абонентов, спровоцировав их пользоваться услугой ADSL.
Самарский интернет-рынок
На сегодняшний день рынок магистральных провайдеров в Самаре представлен шестью игроками — компаниями «Ростелеком», «Самаратранстелеком», «Эквант», «РТКомм», «Голден Телеком» и Synterra. Собственными оптоволоконными линиями в городе располагают «Ростелеком», «Самаратранстелеком», «Голден Телеком» и «Синтерра». Остальные операторы арендуют магистральные каналы
Основным игроком локального интернет-рынка является самарский филиал ОАО «ВолгаТелеком», который контролирует на нем порядка 40% за счет большого объема ресурсов нумерации, предлагая в первую очередь коммутируемый доступ, а также доступ по выделенным линиям. Вслед за ним идут альтернативные операторы, которые также располагают собственными сетями, — «Самарателеком», «Самтелеком», а также компании «Крафт-С», «Опти-телеком», «Самара-Интернет», «Полярная звезда». Порядка 10-15% рынка занимают кабельные оперторы — ЗАО «Электросвязь» (бренд — «Диван ТВ» и «Дом.ги»), ОАО «Телекоммуникационные сети» (бренд «Теленет») и ООО «Пятый путь»