Не месяц май!

Почему в сентябре? Событие было обозначено как второй этап фестиваля, а первый прошел в этом году действительно в мае. Теперь горожане имеют два фестиваля вместо одного, и связано это в первую очередь с разрывом творческих отношений между драматургом и режиссером Вадимом Левановым и культурным меценатом Владимиром Дорогановым, который не так давно вспомнил прошлое и вернулся в режиссуру.

К истории вопроса

Нынешний фестиваль 17-й по счету, первый прошел спонтанно, когда к молодому режиссеру Владимиру Дороганову приехали друзья — самарские и московские поэты. Они отлично провели время, а через год решили не просто общаться и читать стихи друг другу, но организовать литературный фестиваль, чтобы поделиться своим творчеством с местной публикой. Дороганов всегда гордился, что проводит столь значимое мероприятие на собственные средства — благо из режиссера он переквалифицировался в бизнесмена и смог себе это позволить. Так продолжалось много лет — «Майские чтения» проходили довольно регулярно.

Ситуация изменилась, когда в рамках фестиваля стали появляться спектакли. В этом процессе основную роль сыграла деятельность Вадима Леванова — режиссера народного театра «Талисман», который впоследствии стал театральным центром «Голосова, 20». Не желая вносить свой вклад в интерпретацию классики и не интересуясь детским репертуаром, Леванов за несколько лет создал в Тольятти настоящий центр современной драмы — течения, более известного, как «новая драма». Значение этого термина объяснять уже излишне — о достижениях тольяттинских драматургов «гнезда Леванова» писалось немало.

Фестиваль «Новая драма» много лет проходит в Москве и Санкт-Петербурге и объединяет сейчас несколько десятков театров в России и за рубежом. Но когда-то пионером стиля был московский «Театр.doc.», с которым у Леванова в свое время быстро установились партнерские отношения. Спектакли москвичей с большим успехом шли на тольяттинском фестивале, а труппа «Голосова, 20» со своими проектами в итоге стала в столицах играть чаще, чем на родной сцене. Это вполне объяснимо — фестивалей там больше, как и продвинутой публики. Стоит отметить, что ширились международные контакты и проекты «Голосова, 20». Расходы на проведение фестиваля, который помимо читок и спектаклей проводил выставки, перформансы и позиционировал себя уже как форум современного искусства, возросли пропорционально. Денег у Дороганова стало не хватать, но поддержку признанным далеко за пределами Тольятти, да и страны, «Майским чтениям» мало-помалу стал оказывать город.

Площадка «Голосова, 20» тоже не могла соответствовать ни обширной программе, ни количеству зрителей, которых год от года становилось все больше. А между тем Владимир Дороганов все чаще выражал недовольство фестивальной политикой арт-директора совместного детища Вадима Леванова. Последнего же вообще перестали интересовать проекты для города, и немногочисленная труппа актеров-любителей постепенно рассосалась. Им на смену пришли актеры репертуарных театров, пробующие себя в новой драме. Однако удержаться на «Голосова» Леванову не удалось — пару лет назад он начал сотрудничать с театром «Колесо», где и трудится до сих пор в литературном отделе.

В этом году в городе вдруг случилось немыслимое — весной прошли сразу два фестиваля новой драмы. Первый — в рамках колесовского «Театрального круга». Тут надо сказать спасибо директору департамента культуры Владимиру Колосову: говорят, это была его идея. И второй — собственно «Майские чтения» — как я понимаю, «Эпизод I». Причем в обоих участвовали практически одни и те же театры, в основном московские. Не было только поэтов, для которых в сентябре провели свой фестиваль с одноименным названием. Департамент снова не поскупился: деньги выделил, и вход на все мероприятия, теперь общегородские, был бесплатным.

Ностальжи

Программа пятидневного фестиваля состояла в основном из выступлений поэтов, иногда прозаиков, и круглых столов с участием вышеобозначенных литераторов и критиков. На открытии фестиваля стихи читали и тольяттинские авторы, затем начался первый круглый стол: «Проблемы развития литературы в провинциальном городе». Затеяно это было, наверное, для представителей департамента культуры и городского сообщества. Всех усадили кружком на сцене и стали обсуждать эти самые проблемы. Представители писательской организации сетовали то на нехватку средств, то на нехватку культуры населения, а то и вовсе на недостойный вкус в воспитании молодых авторов более старшими собратьями. Неформальные тольяттинские поэты, не отягощенные проблемами профессиональных союзов, понимая, что они — «массовка», стали тихо, но настойчиво расходиться, потому что слушать эту не раз пережеванную информацию было невмоготу. Мне тоже был неясно, как столь пламенные речи могут помочь собравшимся в творчестве, и я последовала примеру ушедших.

На следующий день должен был состояться вечер знакомства с современной прозой, но что-то не заладилось. Зато на день третий в Татищевском университете прошла презентация новой книги стихов Алексея В. Алексеева. Тольяттинский мэтр собрал максимальное за время проведения фестиваля количество публики — около 60 человек. Перед выступлением Алексеева самарский поэт и журналист Сергей Лейбград поведал, как все начиналась. Себя как человека бородатого он сравнил с Карлом Марксом, московского поэта Александра Макарова-Кроткого с Фридрихом Энгельсом, а революцию, по его мнению, совершил Владимир Дороганов (Ленин).

Поэты любят Дороганова, потому что он их приглашает, а Дороганов любит этих поэтов, потому что они его друзья. Чего уж точно не занимать директору фестиваля, так это вкуса: поэтов он действительно приглашает хороших, иногда даже «новых». Как удалось выяснить, круглые столы уже проходили в виде «дружеской беседы». Не теряя оптимизма, в субботу к шести вечера я пришла к малому залу театра «Колесо», чтобы наконец услышать полноценное выступление московских и самарских поэтов. Но зал к тому моменту уже закрыли, а присутствующих пригласили в бар «АМБАРЪ», ставший культовым местом для участников съезда.

Поэты начали выступать после девяти, зато сделали это быстро и блистательно. Ностальгия овладела всеми: я опять послушала стихи Макарова-Кроткого, что звучали на «Майских чтениях» года четыре назад, а некоторые вспомнили, что подобное слыхали в его исполнении в 96-м году! Что и говорить, настоящие поклонники жанра не менее тепло встречали и местных поэтов — правда, те выступают здесь почаще, потому и репертуар у них обновляется соответственно.

А как же театр?

Театр «Голосова, 20» переживает не лучшие времена, не уверена даже, что он теперь так называется. По рассказам Владимира Дороганова, филармония (коей он принадлежит) сократила шестерых работников из восьми. Две мужественные дамы занимаются там с детьми и даже поставили спектакль.

В настоящее время господин Дороганов бьется за выделение этой площадки в самостоятельное муниципальное учреждение с профилем «культурный центр». Говорит, что театральное направление там будет обязательно. А господин Леванов через год планирует провести полноценный фестиваль «Новая драма» — сразу после московского форума все лучшие спектакли будут приглашаться к нам. Бывшие союзники довольно корректно отзываются друг о друге, Владимир Дороганов, в частности, считает благом, «когда после развода рождаются два ребенка — это лучше чем ни одного». Ситуация действительно небезнадежная, и потенциал есть у каждого проекта, хватило бы денег у города.