Седьмой Вселенский Собор
В минувшее воскресенье Церковь отмечала день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, утвердивших почитание икон как догмат Вселенской Православной Церкви.
Если зайдем в христианский храм, католический или православный, мы увидим иконы, с древности ставшие непременным атрибутом храмового интерьера. Слово «икона» греческое, в переводе на русский язык обозначает «образ», «изображение». Икона — это окно в Небо, с которого на нас с милосердием и укоризной смотрят Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь Приснодева Мария, апостолы, святые угодники Божии и ангелы.
До Рождества Иисуса Христа «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), но произошло великое событие, Творец вселенной, Всемогущий Бог становится человеком, вполне видимым и изображаемым. Уже в первый, катакомбный период церковной истории, когда христиане, скрываясь от языческих гонений, проводили богослужения в пещерах, некрополях, иконы имели широкое распространение. Первыми иконами были скульптурные и живописные изображения Креста Господнего, Святого Духа в виде голубя, доброго Пастыря с овечкой на плечах, рыбы, корабля — понятные христианам символы. Раскопки 1932 года профессора Ростовцева на Евфрате дают документальные доказательства, что уже в III веке христианские церкви расписывались сценами из Ветхого Завета и Евангельской истории. В начале IV века святой равноапостольный император Константин Великий дает свободу Церкви. Христианам более не надо прятаться, на храмах водружают кресты, стены украшаются общепринятыми изображениями. В этот же период из иконографии отвлеченная символика вытесняется иллюстрациями деяний и изображениями лиц священной и церковной истории.
Но не надо забывать, что христианство распространялось в языческом мире. Кто-то молился в христианском храме, а его сосед возносил жертвы истуканам в храме языческом. Существовала огромная опасность, что к иконам станут относиться как к языческим идолам. Поэтому уже с начала III века церковными соборами принимаются постановления против языческих крайностей в почитании икон.
В VI веке появляется монофизитство, отрицающее иконы, а в VII веке — ислам с его запретом на изображение человеческих и сверхчеловеческих лиц. На некоторые восточные государства и отдаленные провинции Византийской империи эти религиозные системы оказывали довольно сильное влияние. Императоры VII века, восходившие на высокий престол Константинополя, были выходцами как раз из таких по большому счету варварских окраин. Начинается период иконоборческих гонений.
Обеспокоенные огромной властью Церкви византийские императоры стали против нее бороться. Первой целью стали монастыри, «поглощавшие» значительные человеческие ресурсы, необходимые для непрекращающихся войн. Понимая, что извне Церковь не победить (еще не был забыт бесславный опыт языческих императоров), венценосные иконоборцы начали настойчивую пропаганду подчеркнуто светского образа жизни. Это был своего рода пролог Возрождения. Вместо жестких постов, покаянных молитв и продолжительных богослужений приветствовались роскошь, шумные пиры, самодурство и любовные приключения. А людей христианского благочестия объявляли политически неблагонадежными.
Императоры Лев Исавр, Константин Навозник и Лев Хазар с 717 по 780 год жестоко притесняли Церковь. Только Римская Церковь в эти годы оставалась свободной от иконоборческой ереси, и туда устремились тысячи монахов, священников и некоторые епископы. Но христиане помнили обещание Господа Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), — и во время правления святой императрицы Ирины ? и ее малолетнего сына Константина VI в главный соборный храм империи торжественно вносят иконы и мощи святых угодников. Однако одним указом императрицы столь важный для Церкви вопрос решить было нельзя. Поэтому в 787 году в Никею приглашаются делегаты от всех пяти Патриархатов (Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского) на Седьмой Вселенский Собор, который возвел почитание икон на уровень догмата.
Постпротестантские деноминации и псевдохристианские секты крайне негативно относятся к почитанию икон, вешая ярлыки идолопоклонства и язычества. Все это от нежелания услышать и понять православное понимание икон. Во-первых, надо четко различать термины «поклонение», которое присуще только Богу, и «почитание». И, во-вторых, никто из христиан не поклоняется доске и краске — творению рук человеческих. Склоняясь в поклоне перед святым образом, христианин возносит свой ум и сердце к святому Первообразу. Как, указывая на фотографию и говоря: «Это моя семья», — я не подразумеваю, что яркая бумага является моей семьей, так и, вознося молитвы перед иконой, я прошу помощи не у доски, а у Того, Кто на ней изображен.
Слава Богу, христианская истина не замутнилась в неспокойном VIII веке. Иконы до сих пор радуют нас своей красотой, и через них Господь, Богородица и святые угодники посылают нам многочисленные милости и исцеления.