Мы знаем, о чем думаем «МЫ», знают ли об этом «ОНИ»?
Это отрывок из книги известного американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера «Метаморфоза власти». Посвящается всем, кто когда-нибудь работал на конвейере и ушел в неизвестное, оторвавшись от «АВТОВАЗовской трубы» …
«Каждый день с того момента, как звонок начинал нашу смену, мы, рабочие, в спешке проделывали без конца повторяющиеся операции, отчаянно пытаясь сохранить темп, когда корпуса автомобилей двигались мимо нас на гремящем, быстро дергающемся конвейере. Компания постоянно пыталась ускорить движение линии.
Подавленный гнев настолько наполнял завод, что иногда без всякой видимой причины мрачный вой без слов вырывался из глоток сотен рабочих, разбухал до резкого, режущего слух звука, его подхватывали и передавали от участка к участку, а затем он исчезал в стуке и реве механизмов.
Предполагалось, что мы готовим спешащие мимо нас автомобили к покраске, выпрямляя вмятины и зазубрины, шлифуя их до гладкости. Но корпуса проносились мимо, прежде чем нам удавалось сделать это хорошо. Когда они покидали нас, то проходили перед контролерами, которые отмечали мелом оставшиеся пробелы, чтобы убрать их позже. 8-10 часов такой работы в день было достаточно, чтобы любое требование «качества» приводило нас в оцепенение.
Где-то были менеджеры, люди в белых рубашках и галстуках. Но мы с ними почти не общались. Причиной власти этих людей в белых рубашках была не только наша нужда в зарплате, но и их высшее знание о заводе, его задачах, процедурах или планах. В отличие от них мы почти ничего не знали о своей работе, кроме малого количества запрограммированных шагов, необходимых, чтобы ее выполнить. Помимо призывов работать усерднее, мы не получали почти никакой информации от компании. Мы были последними, кто узнавал, что мастерская или цех должны закрыться. Нам не давали никакой информации о рынке или конкуренции Нам ничего не рассказывали о новых продуктах, которые будут скоро введены, или о новых механизмах. Предполагалось, что мы принимаем на веру, что наши начальники знают, что делают. (Упадок автомобильной промышленности США наводит на мысль, что они этого не знали.) От нас ожидали, что мы будем появляться вовремя, работать, приводить мышцы в движение и держать рты на замке. Даже при наличии сильного профсоюза мы чувствовали себя безвластными. Безликие «они» держали нас в своей власти. Они — это были люди в белых рубашках. Менеджеры. Во время своей рабочей смены мы были гражданами тоталитарного государства.
Об этом опыте нам напоминают почти каждый день, когда приходят отчеты, описывающие новейшие заводы, которые появляются сейчас. Ведь власть смещается на рабочее место, и вещи никогда не станут прежними».
Книга Э. Тоффлера издана в 1990 году, вышла в России в 2004. Мне очень нравится этот не попадающий под определения-штампы американец. Год рождения — 1929, окончил колледж, зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом, учился и учится всю жизнь. Счастливо женат. С высоты своего возраста и опыта раздает объективные определения и оплеухи коммунистической и капиталистической идеологии. Лучше Ванги предсказал реалии дня сегодняшнего.
Удивительно читать о настоящем из прошлого. Сегодня мы являемся свидетелями глобального конфликта. Конфликта бесполезных усилий авторитарной, неповоротливой, многоуровневой бюрократии, неуклюже отвечающей на новые вызовы и реалии жизни XXI века. Диктат производителя уступает диктатуре потребителя и клиента. Благодаря интернету, реактивной авиации и автомобилям, рухнула тирания расстояний. Капитал свободен и несентиментален. Деньги и люди покидают депрессивные страны и города. Самым ГЛАВНЫМ РЕСУРСОМ ОКАЗЫВАЮТСЯ ЛЮДИ – носители АКТУАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ.
Никто больше не желает связывать свое будущее с рутинной, изматывающей, тяжелой и нетворческой работой. Молодежь города Тольятти не исключение. Возможности механистической бюрократии исчерпаны. Устаревшая организация труда, авторитарное зазнайство, а где-то и просто российское самодурство и самоуверенность, нежелание и неумение со стороны менеджмента улучшать систему и по-человечески и по-хозяйски относиться к потенциалу сотрудников, вызывают апатию, равнодушие и озлобление.
Очевидно, что неправы «ОНИ». При всех недостатках и пороках «НАС».
Нельзя сказать, что на АВТОВАЗе ничего не делалось или не делается. Сегодня на слуху и «кайдзен», и «бережливое производство». Международные конференции «Управление на основе качества» родились и проводились на АВТОВАЗе. Там выступали многие отечественные и зарубежные мэтры, но кто их слушал? Эта работа никогда не носила системного характера. Это были «игры патриотов и одержимых». Никогда действующий генеральный директор АВТОВАЗа не занимал места за столом президиума конференции по качеству. Находились более важные дела… Не выполнялся основной принцип философии качества — требование ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДСТВА.
Сегодня АВТОВАЗу тяжело. Вернее, людям АВТОВАЗа..Я и мои родные работали на заводе, и поэтому я представляю, о чем говорю. Я до сих пор не могу определить свое отношение к этому дуальному, живому существу — «кормильцу-кровопийце»…Всем очевидно, насколько важно ослабить кармическую зависимость города от АВТОВАЗа. Нужно искать варианты и выходы.
И здесь снова проклятый вопрос: «Куда девать людей?». Как переобучить десятки тысяч людей, привыкших работать на АВТОВАЗе, в случае потери автомобильного рынка? Каждого четвертого жителя города, занятого в секторе «Производство транспортных средств и оборудования»? Закрытие завода для Тольятти – трагедия. Для глобальной мировой экономики — рядовое и заурядное событие.
Поэтому при всей своей условности и недостатках проект технопарка – это выход. Правда, опять серьезное «но»!. Допустим, построили «большой сарай за НТЦ», поместили там «фирмочки детей АВТОВАЗовских и московских начальников» (обсуждения из Интернет-форумов).
А дальше есть все основания считать, что этот проект неминуемо воспроизведет авторитарно-технократическую модель «экономкласса» со всеми прелестями армейской, иерархической структуры и механистической бюрократии. «ОНИ» опять не услышат «НАС».
Тенденция такая.
Дай Бог ошибиться!
Ведь если посмотреть даже на маленькие предприятия и организации Тольятти, в них «ОНИ» маниакально стремятся воспроизвести черты АВТОВАЗа и ждут только одного: «что мы будем появляться вовремя, работать, приводить мышцы в движение и держать рты на замке».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.