Японский жемчуг на волжских берегах
Играют ли японцы в русскую лапту? Об этом нам ничего не известно. А вот в русском городе Жигулевске играют в шашки рэндзю! Да еще как играют — привозят на берега Волги медали российских и международных соревнований.
Шашки рэндзю — игра интеллектуальная, имеющая древнюю историю. И то, что ее иногда называют «крестики-нолики на доске 15х15», сам процесс игры не упрощает. Да и поэтическое название «рэндзю» («нитка жемчуга») появилось лишь в 1899 году. До этого шашки, завезенные на Японские острова в третьем веке нашей эры из Китая, назывались «гомоку-нарабэ» («пять фишек в ряд»), и сражались в них исключительно при дворе императора. Правила просты. На доске, расчерченной линиями 15х15, игроки должны поставить ряд из пяти фишек. Первыми ходят черные. По одной из легенд, игру придумали китайские ловцы жемчуга и играли они жемчужинами. Так как черный жемчуг был дороже, им и ходили в первую очередь. Просчитано, что у делающего первый ход в рэндзю имеется серьезное преимущество. Поэтому для черных предусмотрен ряд ограничений, «фолов».
Эта игра содержит огромное количество вариаций и массу возможностей напрячь «серое вещество». Появившись в начале 80-х годов в Советском Союзе, она сразу завоевала популярность у студентов. О рэндзю рассказывали журналы «Наука и жизнь» и «Юный техник». Устраивались турниры по переписке и конкурсы решения игровых задач. В одном из них поучаствовал и житель Жигулевска Сергей Грузин. Наверное, он тогда не думал, что его интерес к экзотической игре сделает маленький волжский городок одним из сильнейших в России центров по подготовке мастеров рэндзю. Потом были игры по переписке 1984 года, участие в состязании «Волга-86». После появления статьи в местной газете Грузина пригласила на беседу директор Дома пионеров Валентина Перова и предложила ему заниматься с ребятами. Так 1987 год стал годом рождения жигулевской секции игроков в «нитку жемчуга».
Сегодня Сергей Геннадьевич — педагог высшей квалификации. За его плечами двадцатилетний опыт работы с детьми, несколько поколений выросло и вышло в жизнь под его присмотром. Сергей Грузин не любит считать свой труд тренерской работой, он воспринимает себя исключительно как педагога. «Я никогда не требую от детей побед и медалей, — говорит Сергей, — и они это потом сами замечают. Для меня результат видится совсем в другом».
А наград все равно хватает! Ребята занимали призовые места на юношеских чемпионатах СССР, России, Москвы, Европы и мира. Побеждали на чемпионатах России высшей и первой лиги, чемпионатах Европы и командных чемпионатах мира. Список побед жигулевцев занимает пять страниц мелкого текста. И это практически при отсутствии финансирования, что в наше время особенно важно. Сам по себе спорт малозатратен, средства требуются только при выездах на состязания. Вот тут Сергею Грузину приходится побегать. И не всегда его труды на поприще добывания финансов заканчиваются успехом. В 2000 году благодаря спонсорам удалось вывезти восемь человек на юношеский чемпионат мира в Швецию. Вернулись с четырьмя медалями. А чемпионат мира в Китае пришлось пропустить. Тогда у его ребят были шансы на победу, но возможности родителей и скудный бюджет не позволили шашистам показать свои силы на родине рэндзю. Жаль! Транспортные расходы не сократишь, как привык экономить Грузин на всем другом. Даже очки и рейтинги выступающих на соревнованиях он считает по старинке — на бумаге. За двадцать лет много жигулевских чиновников от спорта отчитывались, упоминая достижения ребят, однако славная мысль поделиться с ними компьютером руководящие головы пока не посетила. Но о каком же результате говорит Сергей, если не о победах и медалях?
— У меня сейчас в Жигулевске три школы, два детсада, — поясняет он. — В каждой школе и садике по две группы. Занятия — два раза в неделю. Есть дети из неполных семей, есть из многодетных и малообеспеченных. Бывает, приходит ребенок неуспевающим, втягивается в игру и становится более собранным. Появляются успехи в школе, отличные отметки. Вдвойне обидно, когда сами родители препятствуют занятиям — или считают, что еще маленький, или думают, что проку от игры не будет. И такие у меня случаи есть. Играл парень, хорошо учился. Забрали из группы, пошла улица, двойки, забросил учебу, остался на второй год. Родители, вы посмотрите на тех, кто втянулся и играет давно. Я даже не имею в виду мастеров и кандидатов в мастера. Ведь у меня весь старый состав в этом году поступил в институты! В Москву, в Питер ребята поступают.
Сергей показывает на сервант, стекло которого сверху донизу увешано фотоснимками ребят: — Вот сейчас гляжу на них и знаю, кто чем живет, чем дышит. Этот в Самаре в институте, этот в Москве, стипендию Лужкова получает. Вот Константин Чингин, завершил с отличием школу, закончил с отличием институт МФТИ, по контракту работает второй год в Швейцарии биофизиком, продолжает играть. Ездит на соревнования и занимает призовые места. Анна Гросс с первого класса играет, два института, аэрокосмический и иностранных языков. Алена Мельникова, которая сейчас уже живет и работает в Америке. Алену Михайлову учительница считала неперспективной. Вышла в отличницы, стала выигрывать олимпиады, вплоть до областных. Получила городскую, а потом областную премию. Да всех не перечислить. И конечно, не победы главное. Ребенок не болтается по улице, не у монитора просиживает, а меняется в лучшую сторону. И вскоре сам, понимаете, сам начинает это чувствовать! Секрет? Нет никакого секрета, я уже много раз об этом говорил. Просто нужно детей любить.