Исцели душу мою, Господи!
Наверное, с такими мыслями человек приходит в православный храм, поклоняется святыням, застывает в молитвенном сердечном уединении.
Дивная помощь
Отправляясь в паломническую поездку в места, отмеченные Богом, Его святыми угодниками, чудотворными иконами, мы надеемся на помощь, которая может быть дарована свыше. И очень часто случается так, что эта помощь приходит. В Дивеевский, Псково-Печерский, Задонский, Валаамский, Соловецкий монастыри и во множество других обителей устремляются тысячи и тысячи людей. Почему? Святые места, храмы, обители обладают благодатной силой воздействия на человека. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заметил, что они «являются материальным свидетельством Божиего присутствия в мире, действия его в истории». Посещение их не может не оставить следа даже в самой черствой и закостенелой душе. И часто случается так, что исцеление души происходит и явным образом — через исцеление физических недугов.
Неподалеку от Сызрани, в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери города Октябрьска, уже несколько лет почивают мощи схимонаха Пантелеймона. Он жил в тех местах во второй половине XIX века. После его смерти стало известно, что старец взял на себя особый монашеский подвиг — постоянно носил на теле железные вериги общим весом около 15 килограммов. Нетленные мощи схимонаха Пантелеймона были обретены в 2004 году (удивительно, через три дня после обретения мощей чудесным образом были возвращены и вериги, казалось, навсегда потерянные). И теперь, посещая Смоленский храм, прося помощи у старца Пантелеймона, люди по своей молитве получают исцеления.
Все свидетельства такой дивной помощи записываются служителями храма, так как схимонах Пантелеймон еще не причислен к лику святых. Этих записей очень много! У кого-то прошла резкая зубная боль, а у одной женщины, обреченной на лежачую жизнь, исчезла боль в ногах. Совсем недавно из Октябрьска вернулась тольяттинская паломница, которая после поклонения мощам старца и прикладывания к его веригам избавилась от остеохондроза.
А в Троице-Скановом женском монастыре (Пензенская область) находится чудотворная икона Божией Матери «Трубчевская». Монахини монастыря рассказывают о множестве чудес, происходящих по молитвам к Богородице перед этим образом. Однажды в обитель на богомолье приезжала паломница с онкологическим заболеванием в последней стадии. По возвращении домой она вновь прошла обследование: врачи были в шоке, так как болезнь полностью исчезла! Другой случай произошел с женщиной, впавшей в кому. Ее муж и сын приехали в монастырь, чтобы попросить помощи у Божией Матери. И женщина очнулась. Как стало известно позже, в тот самый момент, когда ее родные предстояли в молитве перед святым образом.
«По вере вашей, да будет вам» (Мф.9.29.)
Да, милость Божия и сегодня, как и в апостольские времена, являет миру массу случаев чудесного исцеления. Множество из них связано с местами, отмеченными особой благодатью и почитаемыми Церковью и народом. При этом, к сожалению, еще достаточно часто наше отношение к фактам исцеления от телесных недугов не соответствует тому, каким оно должно быть в православном мировоззрении, отличается от святоотеческого взгляда на предмет.
Бывает, что, испытывая телесные страдания, мы настолько проникаемся желанием избавиться от них, что теряем способность здраво и смиренно рассуждать. И тогда уже не задумываемся о первопричине нашего недуга, о нашем неправильном поведении, о грехах, которые необходимо исправить. Всеми думами овладевает одно — только бы излечиться. Мы забываем, что, попуская болезнь, Господь милостиво указывает нам на необходимость изменить свою жизнь. И тогда наше сознание перестает мыслить религиозно и начинает рассуждать магически.
Отличие этих разных подходов заключается в том, что для магизма безразлично нравственное состояние адепта. Здесь желанный результат должен наступить после ряда определенных манипуляций. В нашем случае это паломничество в святые места, омовение в благодатных источниках или прикладывание к различным святыням. «Но как же — искренне недоумеваем мы, — ведь вера-то у нас есть!» Да, конечно, но только это уже вера в возможность нашего чудесного исцеления, а не в силу и благость Творца. Примерно так верят в выздоровление, принимая таблетку от головной боли.
Религиозное же сознание всегда понимает, что основным моментом является покаянное состояние души, способность увидеть и осознать, в чем же наша жизнь уклонилась от угодного Богу пути, готовность к исправлению истиной причины. Ведь именно для этого Господь попускает болезням овладевать нашим телесным существом. В сознании религиозном происходит на первый взгляд парадоксальная вещь — недуг теряет свое доминирующее значение, во главу угла становится устранение греха, исправление души. Если цель достигнута, в средстве отпадает нужда, мы выздоравливаем.
Святитель Игнатий (Брянчининов) говорит об этом так: «Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользой для души или с вредом для нее. Духовный разум видит и в недугах, посылаемых промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественной благодатью, милость Божию к человеку. Он научает, что позволительно искать и просить у Бога исцеления недугу при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху».
Современному светскому сознанию, отравленному ядом атеизма, тем более сложно принять следующую точку зрения. «Духовный разум научает, — пишет святитель далее, — что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особому Божию милосердию: как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления. Весьма часто недуг бывает благодеянием столь существенным, что отъятие его исцелением было бы отъятием величайшего блага».
Однако для сознания религиозного, ориентированного на спасение души человека, такое отношение понятно и естественно. Святоотеческое наследие оставило нам множество примеров из жизни святых. Преподобный Вениамин, инок Египетского скита, получил за добродетельную жизнь дар исцеления. При этом он сам очень страдал от водянки. Отеки были так сильны, что монахи решили переселить инока из его маленькой кельи в более просторную. Для этого пришлось разрушить дверной проем — распухшее тело не проходило в узкую дверь. Святой инок уже не мог лежать, для него было сделано специальное сиденье. В нем он и принимал многочисленных больных, приходивших за помощью.
Когда же исцеленные люди, видя его страдания, сочувствовали, преподобный Вениамин просил молиться о душе его, а не о теле, и говорил: «Когда мое тело здраво, тогда мне нет особой пользы от него. Ныне же, подвергшись болезни, оно не приносит мне никакого вреда».
Давайте же постараемся в минуты, когда одолевают нас телесные недуги или тяжелые жизненные обстоятельства, помнить слова святителя Игнатия: «Скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, суть верный признак избрания человека Богом». (V, 129.)