Смерть, победившая смерть
Некогда человек рассорился со своим Создателем. Он избрал путь, ведущий прочь от Небесного Отца. Он сам себя поработил болезни, страданию, смерти и аду. Но Бог «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), и Его любовь к Своему чаду не исчезла после грехопадения. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Такова истинная любовь по слову Спасителя, и Сам Бог показывает пример этой любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), Творец Вселенной, Всемогущий Бог становится человеком, чтобы человек вновь обрел возможность прийти к своему Отцу.
Бог с человечеством через святого пророка Моисея заключил Завет, повелел так же приносить жертвы за грехи. Те жертвы были несовершенны, они были лишь прообразом Великой Жертвы, которую Сам Господь Бог принесет на Голгофе. Жертвы за грехи всего человечества, оправдывающей, освещающей, примиряющей.
В прошедшее воскресенье Святая Православная Церковь отмечала день Входа Господнего в Иерусалим. Иудеи встречали Иисуса Христа как царя, они надеялись, что он поднимет восстание против оккупационных войск Рима, огнем и мечом создаст могущественное Иудейское царство. Но Спаситель пришел не для устроения земных государств, «Царство Его не от мира сего» (ср. Ин. 18:36). В Иерусалим Господь въезжал на молодом осле — символе мира, зная, что время исполения Его великой миссии пришло и очень скоро Ему предстоит пострадать и умереть, приняв на Себя все грехи мира.
Иуда Искариотский ожидал получить высокий пост при земном царе Иисусе, но планам его не суждено было сбыться: Господь, вместо того чтобы готовить восстание, проповедовал в храме, пророчествовал о конце мира и говорил о Своем уходе. В разочаровавшегося Иуду вошел сатана, и бывший апостол предал своего бывшего Учителя.
Только ли Иуда предал Господа? Еще совсем недавно огромные толпы народа ходили за Иисусом Христом, они видели множество чудес, они приносили к Нему больных, и Он исцелял их, они голодали, и Он насыщал тысячи пятью хлебами, они кричали: «Осанна вышних, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин. 12:13), — и постилали под ноги Его осла пальмовые ветви и свои одежды. И вот теперь, в пятницу, накануне великого праздника иудейской Пасхи, они же кричат: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6.) Как это похоже на нас! Когда нам плохо, когда нам нужна помощь, мы просим: «Помоги! Исцели! Подай хлеб нам! Сделай чудо!» Но когда что-то идет не по нашему плану, мы в негодовании восклицаем: «Где Ты был, Бог, когда Ты был мне нужен?» А бывает и так, что Он нам просто мешает, когда мы совершаем богомерзкие грехи: «Не прелюбодействуй, не укради, не лги — это все устарело, меня это не устраивает!»
Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек, жестоко избитый и оплеванный римскими солдатами, нес на Голгофу Крест. На этом Кресте Он был Жертвой, Он был Священником, приносящим эту Жертву, и Он был Тем, кому эта Жертва была принесена. А Жертва была за нас с вами. Она освободила нас от власти болезни, страданий, смерти и ада. В пятницу Иисус Христос вкусил смерть, спустился во ад, проповедовал там, разрушил несокрушимые врата и вывел оттуда праведников. Смерть Спасителя разрушила власть смерти.
Такую меру любви показал нам Бог. Благодарны ли мы Богу, не только создавшему нас, не только подающему нам все блага, но даже умершему за нас на Кресте?