Как жители Портпоселка сами дома отстояли
Лишь на двенадцатые сутки с той роковой пятницы, когда огонь пожаров подобрался вплотную к Портпоселку, его жители с облегчением смогли констатировать: день прошел без возгораний. Сейчас можно точно сказать, что, если бы на борьбу со стихией не вышли сами жители поселка Портовый, картина могла быть куда более плачевной. Все это время они несли круглосуточную вахту, сменяя друг друга, отслеживая и ликвидируя малейшие очаги низового огня, который, как коварный враг, норовил поглотить сухую листву и упавшие ветки.
О том, что им пришлось пережить в эти роковые дни, жители двухэтажных деревянных домов (всего их в Портовом 28) до сих пор говорят с волнением. Они напоминают бойцов, вместе переживших тяжелую схватку с жестоким противником, выстоявших и сплотившихся в этой борьбе.
— 30 июля было еще светло, когда мы увидели огромные клубы черного дыма, валившие со стороны санатория «Лесное», — вспоминает Татьяна Мантурова. – Многие пошли в сторону магазина «Елисейский», чтобы узнать, что случилось, услышали звук, похожий на взрыв. Потом нам сказали, что это якобы взорвалась подстанция. Воду, электроэнергию отключили. Многие стали сажать в машины пожилых людей, престарелых родителей. Старались вывезти их подальше от очага пожара, устроить к родственникам, живущим в других районах. Около девяти вечера дочь сказала мне, что огонь идет по низу. Мы звонили пожарным, но нам ответили, что они будут действовать, только когда огонь подойдет вплотную к строениям.
Буквально все выбежали из домов на улицу. Очень много было молодежи, даже детей. И все бросились тушить пожар, решили действовать сами. Из подручных средств у нас были только лопаты. Многие пытались тушить пламя ветками, но они быстро воспламенялись. В темноте мы видели только огненные кольца, расплывающиеся по земле, порой было даже непонятно, куда идти. Старались просто сбить пламя. Возле «Елисейского» стояла пожарная машина, и мы сказали пожарным, что возле пятиэтажки много очагов возгорания. Но машина туда так и не подъехала, все тушили сами жители.
— Поднялись тушить огонь буквально все, за исключением инвалидов, — добавляет Людмила Останина.
Татьяна Юрьевна рассказывает, что домой многие вернулись лишь в два часа ночи. А уже через час заметили, что лес вновь горит. Несколько человек вновь пошли к зловещим очагам. Поднять удалось не всех, многие после тушения пожара, утомившись, заснули слишком крепко.
— Счастье, что никто не пострадал, что дома мы отстояли, — продолжает Татьяна Юрьевна. – В сравнении с этим многие вещи кажутся просто мелочами. И то, что пропали продукты в холодильниках, и то, что с 30 июля по 4 августа сидели без света. Обстановка-то была почти как в войну. А в войну люди и не такое терпели. Сейчас кажется, что наша часть Портпоселка пострадала не так сильно. Но это лишь маленький оазис в непосредственной близости от домов, который сами жители отстояли. А в лесу все сгорело — смотреть страшно.
Воду для тушения взять можно было только в реке. Один из жителей, Евгений Седыкин, 2 августа привез емкость с водой. Люди наполняли бочки, пятилитровые баклажки, черпали воду и вновь шли тушить очаги огня. Потом ребята-добровольцы на «уазике» привезли еще тонну воды для тушения. А питьевую нам в бойлерах доставляли.
— Можно ли было уехать, эвакуироваться?
— 31 августа к посту ГАИ подошли автобусы, и тем, кто подходил, предлагали эвакуироваться. Но люди сами отказались. У всех был страх, что некуда будет вернуться, что дома никто тушить не будет. А потом все только руками разведут…
— На следующий же день установили дежурство в лесу. Несли вахту непрерывно, круглосуточно, — рассказывает Надежда Неизвестных. — Невозможно даже выделить кого-то особенно – все проявили выдержку, мужество. Надежда Нагорная, Олег Степанов, Алик Михолап, Александр Эпов, Антон Винников — и еще масса имен, все молодцы. Ребята на «окушке» возили воду из Соцгорода, набирая ее в фонтане.
— Люди ничего не жалели для общего дела, — добавляет Людмила Васильевна. — Наши соседи принесли надувной бассейн емкостью больше тонны, наполнили водой. У людей от черенков лопат руки были стерты до крови. Председатель ТОСа «Луч» Лариса Улесова позаботилась, чтобы дежурившим были выданы перчатки, сухие пайки. Лидия Кокорева постоянно приносила горячий чай. Все на время бедствия стали одной семьей.
Жительница Портпоселка Галина Куликова сейчас дежурит в оцеплении на улице Баныкина. Во время тушения пожара она получила глубокий ожог ноги.
— Земля в лесу была покрыта слоем пепла, говорит она. — А внизу — горячие угли, вот я и провалилась в этот пепел, потом сама раны обработала, так как скорой не было. Тяжело было то, что долгое время не было нормальной информации. Мы не знали, что делается в городе и как долго это продлится. Мы общались с сотрудниками МЧС из Самары. Иногда прямо садились к ним в машину и подсказывали дорогу. Сейчас, чтобы попасть на улицу Баныкина, мне приходится ранним утром идти через лес, а домой в Портпоселок возвращаюсь через Комсомольск в переполненной маршрутке. Каждый день на дорогу с пересадками уходит больше семидесяти рублей. Думается, что в такое тяжелое время власти могли бы выделить какой-то муниципальный транспорт бесплатно, чтобы люди могли попасть домой.