Очистительная кукла
Как мы уже поняли из предыдущей статьи куклы способны защитить, отвести беду, помочь вылечить тело и наполнить душу теплом и любовью, привлечь в дом счастье, лад, сгладить остроту отношений между родными людьми. Опыт наших бабушек и дедушек показывает, что они делали кукол не только на защиту, помощь, но и как очистительные.
По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу- Метлушку и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.
Эта кукла, имея образ человека, была максимально приближена к игровой, с ней могли играть дети. Ведь именно они более всего заинтересованы, чтобы в доме царили мир и согласие. А если куклу сделать вместе с ребенком, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то он будет включен в возможность воздействовать на отношения таким символическим способом — принося куклу родителям в напоминание. Позитивная направленность даже в конфликтных ситуациях очень важна, и такая обереговая кукла будет этому способствовать. Основа куклы — лыковый веничек. Считается, что куколкой-Метлушкой можно “выметать” дурное из дома (неприятности, болезни) и «вметать» хорошее в дом (достаток, успех, здоровье).
Еще одна очень важная, очистительная кукла, «Кукушка» — кукла присутствующая в обряде инициации. Во время обряда «похороны ку кушки», в ходе которого происходит посвящение двенадца тилетних девочек в девушек, что знаменовало вступление их в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились (становились назваными родственницами). В знак того, что две подружки на 1 год становились кумовьями, они обменивались венками и специально сделанной для этой цели куклой.
Потом девочки хоронили её (не обязательно закапывали, но — прятали, избавлялись от неё). Тем самым они избавлялись от тех отрицательных качеств, которые, по традиционным представле ниям, присущи кукушке, как принято считать, подбрасывающей яйца в гнёзда других птиц и но заботящейся о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, обряд демонстрирует отказ от «кукушества» и провозглашает значимость материнства. Девочки про щаются со своим детством, принимая на себя обязательства «не быть кукушкой». Кукла «Кукушка» считалась и помощницей от тоски и одиночества. На неё наговаривали свои проблемы, а по том сжигали.
На территории совместного проживания коми и хантов (Шурышкарский район Тюменской области) женщины с помощью тряпичных кукол избавлялись от наваждения плохих снов: у под ножия священной березы устраивали трапезу, в ходе которой жен щины пересказывали друг другу свои сны. Неподалеку от березы вырывали ямку, в которую ритуально хоронили специально сши тых для этого тряпичных кукол.
«Очистительные» куклы использовали и при лечении. Так, из вестно, что куклу-столбушку делали из бересты, её вымачивали в воде, в которой мылся больной, а затем закапывали в землю. Счи талось, что когда кукла сгниёт, больной исцелится.
Также при лечении использовали очистительные куклы-закрутки и куклы-треноги. Условием было изготовление их из личных вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место или специальные «бросальные» места, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека. Просто так в по добные места обычно не ходят, потому что, побывав там, «можно заболеть или принести домой зло».
Специалистам по традиционной культуре известны и другие способы избавления от болезней при помощи кукол. Кукол бросали в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. В случае болезни кого-либо из родственников женщины шили тряпичную куклу и проводили обряд её захоро нения в земле. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился.
Существовали и календарные обрядовые куклы, облачённые в текстильную одежду, предназначенные для жертвоприношения раз ным богам. У каждой куклы было своё имя; Кострома, Морена, Купа ло, Ярило, Кроме этого, выделялись так называемые ритуальные кук лы — «русалки», изображавшие мифологических персо нажей весенне-летних обрядов. Эти куклы знаменовали переход к весеннему циклу. Делали их в виде чучела из веток, трав, цветов. Оде вали их в ткани. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры. После чего «хоронили», «отдавали» богам, топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям, а взамен просили счастливой любви, хороших урожаев и здоровья.
«Масленица»
Это большая кукла с соломенными ручками и лицом. Делали её в конце зимы, в период масленичной недели. Такую куклу не хра нили, но сжигали сразу же после изготовления, чтобы снять с себя накопившиеся за зиму неблагоприятные наслоения. Обрядовую куклу «Масленица» изготавливали из соломы или лыка и обяза тельно использовали дерево — тонкий ствол берёзы. Кукла непре менно должна была быть одетой.
Кукла «Коляда» была тряпичной, на основе крестовины Вся одежда на ней должна была быть белого цвета. Такую куклу с пес нями носили из дома и дом, чтобы она принесла людям счастье и богатство.
Кукла «Купавка» символизировала начало периода, когда доз волялось купаться. Эта кукла праздников Аграфепы Купальницы и Ивана Купала (ранее, по повсеместно бытовавшим поверьям, ку паться было непозволительно). Куклу сплавляли но воде, при этом считалось, что тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Такое значение придавалось очисти тельной силе воды.
Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывали крест-накрест. На верхней части крес та укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы. Фиксировали ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывали лямки сарафана из яркой ткани. Надевали на куклу юбку, платок, повязывали пояс, а на руки привязывали тесемки из ткани. Это была кукла одного дня. Она бытовала в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях.
Кукла «Меланка»
На рождественские праздники колядующие обязательно бра ли с собой двух кукол — Меланку-мать и Меланку-дочь, Согласно народным представлениям Меланка приходит в новогоднюю ночь, очищает от всего дурного, приносит людям добро, истину, благо получие.
Вес остальные персонажи праздника Коляды (коза, медведь и др.) — её свита. Мсланку, как и другие куклы, делали очень прос то, на основе обычной крестовины, только с двумя перекладинами, верхняя — побольше, а нижняя — поменьше.
На верхнюю перекладину (руки) навешивали ленты, тесьму, по яса. В качестве головы был лоскут, набитый соломой. На нижней перекладине закрепляли фартук с юбкой. Вокруг головы Меланки укладывали косу из мочала, лыка или соломы. Коса не должна была висеть, поскольку кукла изображала замужнюю женщину. На голову повязывали платок. Меланку-дочь делали так же, но волосы ей заплетали в одну косу, а на голову надевали венок. Кукла-мать представляла собой старый, уходящий год, а кукла-дочь — новый, только что начавшийся.
Оказывается не все так просто в «кукольном» мире. Мы видим, что наши куколки трудяги-пчелки, взвалив на свои хрупкие женские плечики, всегда стояли своими плотными рядами на страже домашнего мира и благополучия.