Билеты на концерт Высоцкого в Куйбышеве распространял будущий губернатор Костя Титов
На этой неделе любимому россиянами автору-исполнителю, поэту, актеру Владимиру Высоцкому исполнилось бы 74 года. В этом году интерес к этой дате повышенный, поскольку вышедший недавно фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» привлек большое внимание (и, прежде всего, у молодежи) к персоне Владимира Семеновича.
Однако есть люди, которые думают о Высоцком не только после фильмов, случайно услышанных по радио песен или по случаю знаменательных дат. Один из них 41-летний тольяттинец Владимир Степин, у которого в скромной квартире на улице Мира целый музей, посвященный легендарному тезке. Позавчера в день рождения Высоцкого мы своими глазами увидели эту коллекцию.
— Высоцким я заболел чуть ли не с детства, как только первый раз услышал, – рассказывает Владимир Александрович. – Тогда многие увлекались, однако со временем людям это надоело, и сейчас остались единицы. Высоцкому посвятил всю жизнь. Как видите, коллекция достаточно большая. Не хочу хвастаться, но она самая большая в Поволжье. Но главная ее ценность в том, что это не просто тупо скупленные книги, а редкие издания, выходившие минимальным тиражом и распространявшиеся не в магазинах, а самими издателями.
Квартира, действительно, напоминает музей. На стенах плакаты и рисунки с изображением Высоцкого, на полках несколько сотен книг. А еще бюсты, альбомы, памятные монеты, виниловые пластинки (в том числе французские, болгарские), DVD и компакт-диски, видеокассеты, календари. Все это собиралось более тридцати лет по разным уголкам страны.
— Вообще, о Высоцком написано более 800 книг. Ни одному артисту и поэту столько не посвящалось, – продолжает коллекционер..
— А какая из них наиболее дорога?
— Особо дорого то, что тяжело достается. Вот, например, изданный в Нью-Йорке трехтомник со стихами Высоцкого. За него в 1988 году давали 3 тысячи рублей при зарплате советских граждан в 120-150 рублей. Кстати, одна из книг полностью посвящена пребыванию Высоцкого в Куйбышеве. Это был первый город, где ему для концерта предоставили Дворец спорта. Кстати, бывший губернатор Константин Титов в 1967 году был распространителем билетов на концерт Высоцкого (он тогда был одним из членов молодежного клуба самодеятельной песни). Он, вообще, большой поклонник творчества Владимира Семеновича, и неслучайно, что сейчас в Самаре есть и улица памяти Высоцкого, и памятник ему.
Хранить коллекцию дома Владимир Александрович не хочет и уже много лет думает о том, чтобы создать в Тольятти центр творческого наследия Высоцкого:
— Не музей, который у меня ассоциируется с чем-то мертвым, лежащим под стеклом, а именно центр, где можно было бы послушать и переписать фонограммы, взять почитать книги, просмотреть видеосъемки о Высоцком. Я уже лет 10 обращаюсь в различные инстанции. Все вроде бы «за», но помещения нет, только за деньги. А у меня и так ползарплаты (я в охранной организации работаю) уходит на Высоцкого. У нас в Тольятти очень много Дворцов культуры, библиотек, и я не верю, что нельзя найти какую-то комнату для дома Высоцкого.
Также Владимир Степин хочет проводить фестиваль памяти поэта, выпустить книгу, а еще договориться с директором одной или несколькими школами, чтобы рассказывать ученикам 4-5 классов о творчестве Высоцкого. Он уверен, что может дать много новой информации.
— Насколько много в собранных вами книгах информации, неизвестной массовому читателю?
— Конечно, много разных перепечаток, но есть и любопытные факты. Например, люди очень мало знают о том, как Высоцкий работал на радио, в мультипликации.
— Какой-то любопытный факт рассказать можете?
— Высоцкого при жизни фактически не печатали. Одну из своих песен «Возьмите меня в море, моряки» Владимир Семенович подарил Эдуарду Хилю, и тот ее исполнял на своих концертах. А когда Хиль решил издать сборник песен и принес в редакцию материалы, цензор, даже не прочитав текст, отказался печатать стихи Владимира Высоцкого. Настолько стало обидно, что Хиль сказал, что это не тот Высоцкий, а молодой поэт Василий из Ленинграда. Вот на такие хитрости приходилось идти.
— А сам Высоцкий часто прибегал к различного рода хитростям?
— Приходилось хитрить, чтобы зарабатывать деньги на своих концертах, поскольку на те гонорары, которые ему причитались по актерской ставке – 8 рублей 50 копеек за концерт, прожить было сложно. Кстати, сами организаторы концертов зарабатывали большие деньги, а ему приходилось дополнительно устраивать лекции о роли песни в театре (по сути, это были неофициальные концерты).
Естественно, я не мог не спросить у Владимира о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», тем более что отношение к нему у всех разное.
— Внешнее сходство, безусловно, есть, а что касается самого сюжета, то не очень понравилось, что на передний план выпячивается болезнь Высоцкого. Не показали муки творчества, как он писал. Нечто подобное в свое время было в сериале про Есенина, в котором главный герой был занят лишь тем, что пил, дрался и бегал по женщинам. И все же ради того, что благодаря этому фильму повысился интерес у молодежи, его стоило снять.
— А то, что фильм немного напоминает детектив? История с КГБ…
— Возможно, нечто подобное имело место. Во всяком случае, ижевское дело, связанное с концертами, действительно, было, и его даже судили, обязав выплатить штраф.
— А с Никитой Высоцким, продюсировавшим фильм, не приходилось общаться?
— Конечно, пересекались, разговаривали. Он дал свою визитку и обещал, что как только открою центр, подарить что-то из семейного архива.
— На ваш взгляд, в нынешней деятельности Никиты Высоцкого больше желания заработать на имени отца или все же сохранить о нем память?
— Хотите меня с ним поссорить? Обладая авторскими правами на творчество отца, Никита Высоцкий иногда делает неоднозначные шаги, например, разрешая издавать диски с песнями, где глушится гитара и ставятся аранжировки под шансон. Считаю, что этого делать нельзя, тем более что такая музыка лично мне режет слух. Хотя Никите это простительно, ведь он, по сути, на себе тянет весь музей Высоцкого, требующий серьезных расходов. Поэтому каких-то обид на Никиту Владимировича у меня нет.
Как коренному тольяттинцу Владимиру не дает покоя вопрос, был ли Высоцкий в нашем городе? Официальных концертов не было, однако некоторые люди утверждают, что видели его здесь и слушали песни.
— Когда начинаешь сопоставлять данные разных людей, выясняется, что один видел Высоцкого в одном районе, другой – в другом, так что выводы делать сложно. В одной из книг есть воспоминания друга Высоцкого – Владимира Баранчикова, который пишет вот что: «Когда Володя вернулся с гастролей в Тольятти, то два часа доказывал мне, что завод построили не там. По всей округе уничтожены малые реки, вырублены леса, разрушены деревни. Он с кем-то поговорил там, в Тольятти, и влез в эту проблему. Причем не просто влез, а переживал. Громадные заводы – это глупость, ведь все вокруг гибнет». Может, он напутал, и все это было в Набережных Челнах, где Высоцкий точно выступал, или в Елабуге, где гастролировал театр на Таганке. К сожалению, Баранчиков уже умер, и проверить не удастся. Я все-таки на 95 процентов уверен, что Высоцкого в Тольятти не было.