Как киношники праздник переделывали…
Вот всё в нашей родимой стране в последнее время пытаются переделать да переосмыслить. То ради единения нации праздник новый учредят, то из великолепного советского кинематографа пытаются вылепить нечто российское, но с явными американскими вкусом, цветом и запахом. Вот и последний шедевр больших и малых экранов под раздирающим душу названием «Мамы» явился ярким примером этих тенденций.
Прошу понять меня правильно: я ни в коем разе не пытаюсь умалить значение мам как таковых как для нашей повседневной жизни, так и для отечественных кинозалов. Особенно когда мам, матерей и мамочек играют заслуженные артистки обоих (почившего и нынешнего) государств.
Просто в очередной раз неумолимо обидно, как российские кинематографисты, беря очередное самое святое для нас в жизни, пытаются сделать на этом деньги. Да ещё как сделать…
Про праздник
Собственно, сам фильм «Мамы» был анонсирован и выпущен аккурат накануне Международного женского дня. С учётом того, что СССР развалился, он стал теперь действительно международным.
Как нам всем хорошо известно из средней школы и от продавцов тюльпанов, поздравлять с ним обязательно и необходимо всё, что противоположного пола. Это аксиома, и так было всегда. Создатели же этого кинодейства, на мой субъективный взгляд, то ли решили стать новаторами государственного масштаба, то ли отрабатывают социальный заказ самого нашего государства.
Одним словом, на лицо хитрая, динамичная, и, по всей видимости, уже вполне успешная попытка трансформировать в наших сознаниях привычное 8 Марта в День матери. Ведь получилось же убрать 7 ноября, заменив его четвёртым?
Про кино
Начать разнос, а мы – писатели рецензий – предаёмся этому упоительному действу с нескрываемым энтузиазмом и охотой, стоит с формы фильма «Мамы», а потом плавно перейти к содержанию. Словом, всё как на уроке литературы в 9 классе.
Итак, форма. Видимо, кто-то из продюсеров будущей картины посчитал, что будет неимоверно круто для съёмок такого важного для всей необъятной страны киношедевра пригласить сразу 8 режиссёров. А что? Креатив ведь. 8 Марта – 8 режиссёров – 8 как бы киноновелл. На первый взгляд нормально.
Да только не ново это всё лет как уже 10. Особенно не ново, когда для каждой из новелл используешь «мегазвезду» отечественной сцены. Это больше походит на реплику режиссёра из «Дня выборов»: «Вот это масштаб. Я так ведь смогу всю труппу задействовать».
Видимо, и здесь решили бить наверняка. Чтоб любой из пришедших на 146% уж точно олицетворил себя в одной из историй. А не олицетворил, так хотя бы на актёра, актрису, декорации, режиссёра (нужное подчеркнуть) посмотрел.
С точки зрения коммерции – ход беспроигрышный. Но на мой, опять же, субъективный взгляд, делать нечто коммерческое под название «Мамы», да ещё и мораль нести, да ещё и всплакнуть заставить разок-другой… Да чтоб у вас там руки у всех… (необходимое дописать). Скажу честно: этот просмотр (как ни один другой) обрадовал меня тем, что я это делаю для кинокритики. Так что у меня был эмоциональный иммунитет. Хотя…
Про сюжет и артистов
Как я уже сказал, весь фильм – это 8 новелл. Объединяет их всех 8 Марта. А также взаимоотношения мам и сыновей. Причём как больших, то бишь взрослых, так и маленьких. Ну и в качестве конфликтного катализатора (чтобы совсем было как в театральной высокой литературе) выступает «полное или частичное отсутствие мобильной связи». Фишка, кстати, придуманная Тимуром Бекмамбетовым много лет назад и нещадно эксплуатируемая сегодня.
А дальше – обычные жизненные ситуации. Впрочем, не все. Одна точно необычная. Представьте: Сергей Безруков в белоснежной рубашке. Он бредёт по русской грязи к очень кондовой русской деревушке. При этом, в лучших традициях Никиты Джигурды, разбрасывает по ходу своего пути тюльпаны. Всё. Стоп. По мне – так это уже явный перебор. Даже для 8 Марта. Даже для Безрукова.
Что до остальных, то это просто сборная солянка наиболее популярных и (или) именитых артистов прошлого и настоящего. Под прошлым я подразумеваю Лию Ахеджакову. Вот она – советская школа кино. Её новомодностями не убить.
В качестве короткого диагноза хочу сказать: посмотреть сходите, старались же, снимали. Лично я этот фильм посмотрел бы дома, потом, без всякой праздничной нагрузки, с мамой моей, мамой моего ребёнка и, конечно же, тёщей.