Два счетчика
В Самарской области выдано около четырех тысяч разрешений на работу таксистов. Для получения разрешения автомобиль должен быть оборудован опознавательным фонарем на крыше или цветографической схемой (шашечками) на кузове машины.
Кроме того автомобиль должен быть оборудован рацией и таксометром с возможностью печати кассового чека. Нововведения в российском законодательстве по мнению рядовых таксистов приведут к повышению стоимости проезда в городском таксопарке. Впрочем, таксисты работающие на частной основе не собираются оборудовать автомобиль таксометром. Справедливости ради стоит отметить, что многие таксомоторы Москвы и Санкт-Петербурга имеют фискальным оборудованием, что сказалось на себестоимости этого бизнеса и цене проезда.
Место для кассового аппарата
Согласно федеральному законодательству, с 1 июля, легковые такси должны быть оборудованы опознавательным фонарём на крыше и (или) на кузов легкового такси должна быть нанесена цветографическая схема («шашечки»). Кроем того, автомобиль должен быть оборудован таксометром и рацией.
Отсутствие перечисленного оборудования влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3000 руб. Начальство таксопарков в случае нарушения будет наказано штрафом в 10000 руб., а юридические лица 50000 руб. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1000 руб., на должностных лиц — 10000 руб., на юридических лиц — 30000 руб.
С 1 июля возобновлено действие нормы Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа в размере 5000 рублей за перевозку пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Закон, что дышло
Фирмы, работающие на рынке такси в Тольятти не первый год зачастую без оптимизма воспринимают попытки государства легализовать доходы частных перевозчиков. Поэтому компании не первый год, работающие в этой нише не всегда идут навстречу требованиям чиновников, которые вносят в работу частников элементы конспирации.
Есть категория компаний-перевозчиков, которые наглухо отгородились от требований минтранса. Наработав постоянную клиентуру, водители таких перевозчиков даже не устанавливают рацию в салон своего авто, все контакты с диспетчером происходят по мобильному телефону. Зачастую, парк автомобилей у таких перевозчиков сплошь — иномарки. Сервис, качество и низкая стоимость позволяет таким фирмам сохранить лояльную клиентуру.
Вторая категория перевозчиков применяет в своей работе универсальный подход. Часть таксистов работает с фирмой как индивидуальные предприниматели. Поэтому в отношениях с региональным министерством транспорта фигурируют несколько десятков машин на которые получены лицензии. Другая часть таксистов работает на свой страх и риск. Они покупают рации и оплачивают «диспетчерские». В случае «контрольной закупки» или остановки водители не выдают своей принадлежности какой либо фирме и несут бремя штрафа самостоятельно.
«Серым» водителям выгодно работать без лицензии. Стоимость проезда у низ как правило самая низкая по городу, и за счет большого количества заказов таксист получает чистыми (за вычетом оплаты диспетчера, затрат на ГСМ и мойку), более 30 тыс руб ежемесячно.
Третья категория перевозчиков полностью легализована. Все машины стоят на балансе компании, водители оплачивают «диспетчерские» и аренду автомобилей. По словам самих таксистов, в этом варианте для них привлекательно предложение фирмы — выкуп авто за два года. Правда сами же таксисты отмечают, что работать приходиться очень много, а за время аренды, сохранить автомобиль в хорошем состоянии получается не всегда.
И легальные и «серые» таксисты в разговорах с нашим корреспондентом предвещают увеличение стоимости проезда в Тольятти. Напомним, сегодня проезд по району стоит 90 рублей. По меркам Самары, где стоимость проезда начинается от 250 руб, тольяттинский тариф один из самых минимальных по области.
От первого лица
Юрий, таксист со стажем рассказал нашему корреспонденту детали работы «серого» таксиста. «После того как я устроился или договорился о сотрудничестве с диспетчером, купил рацию. Это почти 6 тыс. руб.», — рассказывает он о своих затратах, — «в принципе это основные разовые затраты. Ежедневно, если выхожу на линию, я плачу 200 руб. «диспетчерских», 500 рублей на бензин, на мойку уходит около 1200 руб в месяц. Всего в месяц я трачу около 30 тыс руб. Работа приносит около 60 тыс, поэтому «чистыми» получается около «тридцатки». При этом, работаю в основном поздним вечером и ночью, так спокойнее и доход больше».
По мнению таксиста, цены на такси поднимутся к зиме. Юрий аргументирует это повышением стоимости бензина и сопутствующих услуг. К примеру свой автомобиль, Юрий моет исключительно на мойке приятеля, который дает скидку. Таксист не регистрирует на себя индивидуального предпринимателя, этот факт позволяет ему держать низкие цены на проезд.
Наш второй собеседник взял в аренду автомобиль в городском таксопарке. Сергей «клюнул» по его же словам, на возможность выкупить иномарку в течении двух лет и второй месяц колесит по городу, начиная разочаровываться в своей мечте. «За два месяца я понял, что хлеб таксиста очень тяжелый. По условиям я ежедневно оплачиваю аренду автомобиля и диспетчерские. Бензин и техническое состояние машины тоже на мне. В месяц отдаю 45 тыс. все, что выше — мой заработок. Машина по условиям договора через два года переходит в мою собственность, при условии соблюдения ежемесячных выплат».
«Только сейчас начинаю понимать, что условия работы адовые, — продолжает Сергей. — Правда есть и плюсы — я официально трудоустроен, идет стаж, социальные выплаты, страховка, лицензия. Но если бы у меня была семья, или я был постарше, то искал бы другую работу. Мне интересно за рулем, интересна машина. Посмотрю до Нового года, если руководство не поменяет условий работы, буду искать другое место, у меня диплом нашего политеха». По словам Сергея, за два года он почти в два раза переплатит за машину. Тарифам на проезд таксист также предвещает подъем.
Игры с государством
По мнению менеджеров компаний-перевозчиков и частников, работающих в такси цены на проезд в Тольятти будут увеличиваться. Причиной этому не только подорожание топлива и сопутствующих услуг. Так или иначе государство будет легализовать эту нишу транспортных перевозок. Это скажется на себестоимости проезда, ведь в убыток себе работать никто не будет.
Кроме государства, в выигрыше останутся частные лица, промышляющие извозом. Один из таксистов в беседе с нашим корреспондентом рассказал, что повышение цен увеличит клиентскую базу частников. «Пусть стоимость поднимется до 150 руб по району, а я оставлю 100 и клиентов у меня прибавится. Да, я рискую, но мне не приходится выбирать, конкурировать с большими фирмами я не смогу», — признается частный таксист.
Для справки. Цифры рынка такси в Тольятти:
Проезд по району — 80-90 руб
Проезд между районами — 150-200 руб
Аэропорт — от 700 руб
Самара — от 900 руб.
Среднее количество рейсов по городу за смену — 20-25
Оплата «диспетчерских» — от 200 руб/смена
Аренда рации — от 40 руб/мес
Топливо — от 15000 тыс/мес
Среднее количество заявок компании-такси — 180-200 в сутки