Повернуть в нужную сторону: время Андерссона
С понедельника на тольяттинском автозаводе в очередной раз запущена программа оптимизации численности персонала. На этот раз решено сократить 7500 сотрудников. В отличие от 2009 года стимулировать увольнение своих сотрудников будет АВТОВАЗ. Увольняющимся будет выплачиваться компенсационная выплата по принципу «раньше уволился — больше получил». Между тем, средняя зарплата за заводе неожиданно снизилась на 5 тысяч за год.
Краткая история сокращений в Тольятти
Впервые о массовом сокращении заговорили на АВТОВАЗе в 2007 году. Сначала на заводе озвучили цифру 5 тысяч человек, чуть позже это количество выросло до 25 тысяч. Буквально через несколько дней пресс-центр завода сообщил, что сокращение персонала только в планах предприятия, и речь никак не идет о увольнении почти четверти работников. Напомню, в 2007 году в штатное расписание насчитывало 110 тысяч сотрудников. Так или иначе, но к лету 2009 года на заводе числилось 102 тысячи человек.
На 1 февраля 2010 года на заводе числится уже 77 тысяч. Тогда сократить персонал удалось в основном за счет пенсионеров. К концу 2009 года влекомые пенсионными выплатами с АВТОВАЗа уволилось 15000 сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. Кроме того, на баланс города была передана вся социальная инфраструктура АВТОВАЗа (только одних детских садов было передано 47 единиц). В город зачастил Игорь Шувалов, который в то время курировал тему моногородов в правительстве страны. На конец 2010 года численность персонала уменьшилась еще на 5 тысяч человек.
В 2009 году при заводе были созданы дочерние предприятия «Реформинг-центр» и «Автоваз-перспектива», в штат этих компаний планировали перевести 14500 заводчан, позже эта цифра уменьшилась на две тысяч, а по факту дочки смогли «осилить» лишь 6758 человек. В июне 2011 года «дочки» были проданы компании «ДСК». На момент продажи в штате двух вазовских фирм числилось 1696 человек. Сегодня компания «Реформинг-центр» оказывает клининговые услуги, а вторая «дочка» закрыта. Эта политика была согласована с руководством АВТОВАЗа на момент покупки «дочек».
Отметим, что несмотря на кризис, и сокращения, совет директоров АВТОВАЗа нее забывал про своих членов. Так, несмотря на провальный 2009 год «правители» заработали 103 млн 120 тысяч рублей. Это в полтора раза больше, чем было в 2008.
АВТОВАЗ. Наши дни
Новый президент АВТОВАЗа Бу Инге Андерссон в отличие от своего предшественника не стал делать долгие паузы на знакомство с ситуацией. В халате от АВТОВАЗа он с первых дней знакомится с производством и отличается крутым нравом. В сравнении с пугалками о Карлосе Гоне, которого называли «убийца издержек» и пугали массовыми сокращениями шведский топ-менджер уже через неделю после официального устройства на завод подписал приказ об увольнении 7500 человек, треть из которых «руководители, специалисты и служащие» (РСиС). Кстати, в 2007 году, слух о сокращениях на АВТОВАЗе пустили именно с этой аббревиатурой.
Москва пока лениво реагирует на новости из Тольятти: у правительства другие заботы. На заводе решили стимулировать увольняющихся собственными средствами. Справедливости ради заметим, что на АВТОВАЗе принято решение об увольнении с формулировкой «по согласованию сторон» — это самая мягкая схем сокращения персонала. В этом случае каждый увольняющийся может рассчитывать на вознаграждение в размере пяти средних заработных плат. В обиходе сразу же появилась цифра 20 тысяч рублей в качестве средней по АВТОВАЗу, значит каждый увольняющийся сможет рассчитывать на получение 100 тыс рублей при уходе с завода. Отметим, что год назад эта цифра была на 5 тысяч больше, в январе 2013 года, тогда еще директор по общественным связям АВТОВАЗа Игорь Буренков сказал в эфире радио «Финам», что средняя зарплата рабочего на АВТОВАЗе 25 тысяч рублей.
Все течет, все меняется, АВТОВАЗ уже никогда не станет «народным» предприятием, как во времена Каданникова. Теперь другой поворот и другое время — время Андерссона.