«А почему вы не чуваши?»

В село с диковинным названием Севрюкаево мы приехали на изломе весны. По обочинам еще лежал снег, а травка уже пробивала себе дорогу. Севрюкаево стало двадцатым селом проекта «Уникальная глубинка». Почему здесь удивились нашей национальности, как переводится название села, почему сельчане недовольны Сбербанком и кому из жителей деревни объявил благодарность Иосиф Сталин, в материале нашего издания.

Краткая историческая справка: В 1706 году по приказу Петра 1 в Самарскую Луку были переселены 700 крепостных крестьян из вотчины Головкина Пензенского уезда. Часть крестьян поселилась на Брусянском Ключе.

Среди переселенцев, присланных царем, был солдат чувашин Севрекей. Очень уж понравились Севрскею эти места. Изба его держалась долго, даже в начале XX века о ней было известно среди местного населения. Отсюда и пошло название села Севрюкаево (по чувашски — Сал Кус»).

До 1768 года жители считались ясочными крестьянами. В 1794 г. достались Ф.Г. Орлову. а в 1802 году — В.Г.Орлову. После смерти последнего село унаследовано его дочерью Е.В. Новосельцевой. В 1848 году она умирает, и Севрюкаево переходит племяннику В.П.Давыдову, ставшему позже графом Орловым — Давыдовом, который через восемь лет отдал село в приданное своей дочери Н.В. Долгоруковой.

Село Севрюкаево было в то время заселено некрещеными чувашами. В 1833 году в Севрюкаево приезжал миссионер, в задачу которого входило насильственное крещение чуваш. Графская контора истратила на крещение 6891 рубль 30 копеек. Впоследствии эту сумму граф Орлов—Давыдов, который владел селом, наверстал казенными сборами с населения.

В 1856 году Н.В. Долгорукова, наняв подрядного купца Щелкина. построила в селе церковь. Когда церковь начала работать, была открыта первая в истории Севрюкаево церковно-приходская двухклассная школа. Первым учителем был Андрей Николаевич Альтюсев, человек без всякого образования, но грамотный. Школа находилась в частном большом пятистенном доме у одного состоятельного крестьянина. Парт и досок не было, ребятишки сидели на скамьях, на табуретках за столом. Писали на печной заслонке. После Альтюсева приезжала гувернантка детей Долгорукова. Но дело не пошло, так как гувернантка не знала чувашского языка, а чуваши — русского.

***

В светлом большом доме, с российским триколором на крыше, нас встретил глава администрации Николай Николаевич Алембатров. Глава поселения рассказал, чем сегодня живет Севрюкаево, поделился своими планами. От него мы узнали, что титульная нация в Севрюкаево — чуваши. Также здесь проживают русские, татары, мордва. Как и в любом селе Ставропольского района, эту деревню на постоянное местожительство выбрали приезжие из стран СНГ. Всем нашлась работа. Кто в администрации, кто в школе, а кто в Доме культуры. Сам глава Севрюкаево успел поработать и в Тольятти и на нефтерождениях Западной Сибири.

«Люди пенсионного возраста в основном живут. Молодежь работает на птицефабрике в Александровке, в Тольятти или Жигулевске. В селе есть школа девятилетка. После окончания ребята учатся в техникумах Тольятти  и Жигулевска», — рассказывает Николай Николаевич.  В планах Алембатрова строительство большого чувашского национального дворца, где можно будет познакомиться с историей села, и традициями чувашского народа. Здесь будет музей и конференц-зал. Это привлечет туристов. Николай Николаевич так завороженно рассказывает о национальном доме, что возникает ощущение, что завтра открытие центра.

После разговора в администрации идем на почту и отдел учета военнообязанных, которые находятся в одном здании. Военком, Галина Алексеевна  Филиппова рассказала, что служить севрюкаевцы идут с удовольствием, никто не отлынивает. На почте в деревне управляются два человека. Как и в любом селе почта — место обмена новостями и слухами. Здесь получают пенсии, переводят деньги, подписываются на периодику. 

К слову, люди в Севрюкаево часто ездят в Сосновый Солонец, в банк. Для пожилых это очень неудобно, а Сбербанк работает над модернизацией филиальной сети только в городах. Что до клиентов в деревнях, тут видимо ведомству Германа Грефа дела до них нет. Так и живут в Севрюкаево: очень неудобно, а ехать в Сбербанк надо.

Напротив администрации находится сельский Дом Культуры. Идем в ДК, задерживаясь у синего отремонитроваанного памятника погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, севрюкаевцам. Здесь проходят памятные мероприятия на День Победы. С той войны не вернулось на малую Родину 136 сельчан. А  призваны были в те лихие годы — 223 человека. Памятник ухожен, рядом стоит сварочный аппарат — надо подремонтировать ограду. 

На входе в ДК обращаем внимание на большой плакат, посвященный году культуры. Здесь занимаются местные фольклорные коллективы, известные на всю область. Между тем,  по словам руководителя ДК, Вероники Николаевны Климовой слабый свет и нехватка оборудования сказываются на выступлениях. «Проводятся районные фестивали и мы ощущаем эту нехватку. Сложно соревноваться. Мы «выплываем» на своем профессионализме и энтузиазме», — говорит Климова.  

Художественный руководитель и хореограф Альбина Марковна Глебова, кроме занятий с танцевальными коллективами проявила себя и как модельер фольклорных костюмов.  «Деревня раскрывает таланты», — с улыбкой отмечает Альбина.

И тем не менее для коллективов костюмов не хватает. «Приехали с района посмотрели. Да, танец действительно «супер». Но обуви нет. Ходим с Николаем Николаевичем (глава админстрации — авт) ищем спонсоров. А обувь дорогая. На день села приходится танцевать на бетоне — это не дело. Мы обращаемся в минкульт. Вот нам выделили 200 тыс. руб на костюмы», — добавляет Вероника Николаевна. По нашей просьбе директор клуба исполняет куплет из чувашской песни. Звучит красиво. Пришедшая из библиотеки Елена Михайловна Маркова, поет задорную чувашскую песню. На вопрос о чем слова песни, Елена Михайловна спрашивает: «А вы разве не чуваши?». Действительно резонный вопрос, в чувашском селе видимо с годами становишься чувашином.

Несмотря на проблемы, в селе всегда находятся добровольные помощники. В ДК нас попросили упомянуть всех. С удовольствием выполняем просьбу: Жукова Любовь Витальевна, Лазарев Михаил Иванович, Исаев Олег Григорьевич. Жуков Александр Евгеньевич и Устиновы Александр Иванович и Андрей Владимирович. Это люди, которые помогают селу бескорыстно! Спасибо Вам!

Идем с Еленой Михайловной Марковой в расположенную тут же на площади библиотеку. Деревенский храм книги посещают 520 читателей, Около 9 тыс экземпляров составляет книжный фонд. Сельчане берут классику, любовные романы, детективы. В библиотеке стоит уже знакомое нам антивандальное устройство для доступа в Интернет. Красный ящик много лет стоит истуканом, нет карточек. Доступа в сеть тоже нет. Вот такой XXI век в деревне Севрюкаево.

Елена Михайловна родилась в соседних Кармалах. Мама работала там заведующей клубом. Папа Михаил Пантелеевич Исаев работал парторгом. «Они чувашский свадебный обряд показывали, — рассказывает Елена Михайловна, —  мама была невестой, отец был женихом. Только фото к сожалению нет». По словам библиотекаря, дети иногда берут книги на чувашском языке, чтобы бабушки почитали вслух.

В 1989 году Маркова приехала в Севрюкаево и с тех пор живет здесь. Елена показывает старые фото фольклорных коллективов. Оказывается чувашский ансамбль песни и пляски был создан ее мамой в 1974 году. Через некоторое время появился еще один ансамбль в этой деревне. Сегодня Севрюкаево считается опорным селом для чувашской культуры в Самарской области. При этом, активно поддерживает культурные начинания в селе чувашская диаспора в Тольятти под руководством Алексея Петровича Глухова.

***

В Севрюкаево есть школа-девятилетка. После окончания школы, ребята уезжают на учебу в Тольятти  и Жигулевск. На подъезде к учебному заведению нас встретила по-детски шумная группа школяров. Учительница начальных классов Александра Викторовна Егоркина вывела на прогулку свой первый в этой школе класс. Она родилась и выросла в Севрюкаево, закончила колледж, заочно учится в ТГУ. В этом году 8 маленьких севрюкаевцев постигают азы школьной грамоты под руководством Александры.  

Экскурсию по школе нам провела директор Татьяна Николаевна Червякова. Они с мужем два десятка лет живут в Севрюкаево. В коридорах чисто и уютно. На стенах висят интересные картины, выполненные в стиле «hand made». Удивил класс информатики. Его оснащению позавидуют некоторые городские школы. Компьютер школьники в селе изучают на популярном ныне MacBook’е.  Автор задержался у стенда по истории школы. Особо привлекла мой взгляд старая пожелтевшая бумага, с оборванными краями, с портретом Иосифа Сталина. Это благодарность красноармейцу Ерослаеву Илье Ефремовичу, выданная 25 мая 1945 года. Очень понравились строки с этой 69-летней благодарности: «Мы в битвах решаем судьбу поколений. Мы к славе Отчизну свою поведем!» 

Бывший директор школы Александр Владимирович Федоров, ныне учитель физкультуры, преподает ребятакм в секции борьбы на поясах. Тренирует чемпионов, кстати. Федоров смог оборудовать отличный спортзал, где занимается с сельскими ребятишками. Александр Владимирович тоже вносит свой вклад в развитие чувашской культуры, ведь дети под его руководством обучаются национальной борьбе и национальным традициям.

***

После школы, по приглашению акушерки Елены Вениаминовны мы зашли a фельдшерский акушерский пункт (ФАП) Севрюкаево. Диспансеризацию в прошлом году прошли 80 сельчан, в этом году — 90 человек. «Беременные стоят на учете в деревне», — добавляет фельдшер Валентина Ивановна. Через ГЭС ездят на свой страх и риск. Валентина Ивановна с мужем на машине едут, если вдруг неотложный ночной вызов. Машина «Скорой помощи» есть в Сосновом Солонце, но денег нет, бензина нет, поэтому редко когда ее можно задействовать. «Обычно довозим до Солонца в экстренных случаях. В прошлом году везли до Жигулевска, был тяжелый случай. В этом году там закрыли роддом на ремонт», — говорят женщины. Обе приехали из Казахстана 20 лет назад.

***

Севрюкаево стоит особняком в наших поездках. Это село хранит чувашские традиции и язык. Осенью здесь по традиции проводится национальный праздник, который называется сярда. Обязательно приедем и расскажем об этой древней традиции. А еще попаримся в баньке «по-черному». До встречи, Севрюкаево!

PS. Наш фоторепортаж из Севрюкаево можно посмотреть здесь. Напомню адреса наших групп во «Вконтакте», Facebook, «Одноклассниках», Google+, YouTube. Присоединяйтесь!