Эра Достоевского

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, философ является не только выдающимся отечественным классиком, но и романистом мирового значения. Сегодня, 11 ноября, День его рождения.

Рожденный в 1821 году в небогатой семье он получил прекрасное воспитание и образование, за что всю жизнь был благодарен родителям. Уже в раннем детстве, когда семья начала выезжать из Москвы на лето, молодой Федор начал знакомство с крестьянами и их жизненным укладом, понемногу узнавать, что такое русская деревня. Сам писатель потом скажет, что детство было лучшим периодом его жизни.

Первые юношеские произведения Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористический рассказ, очерк, святочный рассказ, повесть и другие. Эпистолярный роман «Бедный люди», опубликованный в 1846 году, принес юному писателю настоящую славу и был высоко оценен Белинским и Некрасовым. 

К основной идее своего творчества, которая лейтмотивом пройдет через каждое будущее произведение Достоевского, писатель приходит в годы ссылки. В тот период «Евангелие» становится книгой, о которой он до конца смерти будет говорить, как о самой главной для него, а поиск правды в человеке – проблемой, над которой классик будет биться всю свою жизнь. Федор Михайлович становится глубоко религиозным человеком. Впечатления же от пребывания в ссылке находят свое отражение в повести «Записки из Мертвого дома». После публикации этого произведения писатель уже навсегда занимает достойное место как в русской, так и в мировой литературе.

К наиболее значимым произведениям Федора Достоевского относят, так называемое, «великое пятикнижье», в которое входят такие зрелые романы, как: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Будучи одним из величайших новаторов в области художественной формы, став создателем полифонического романа, Федор Достоевский, автор-психолог, был способен заглянуть глубоко в душу своего героя, человека, потерявшего целостность и находящегося в разладе с самим собой. Его романы дают надежду на возрождение, на воскресение собственной души.

В честь Дня рождения этого великого писателями онлайн-магазин электронных книг «ЛитРес» подобрал самые проникновенные цитаты из произведений Федора Михайловича Достоевского:

«Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье»

(«Идиот»)

«Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особых талантов и человек обыкновенный».

(«Идиот»)

«Знаешь ли, что женщина способна замучить человека жестокостями и насмешками и ни разу угрызения совести не почувствует, потому что про себя каждый раз будет думать, смотря на тебя: «Вот теперь я его измучаю до смерти, да зато потом ему любовью моей наверстаю…»

(«Идиот»)

«Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус».

(«Идиот»)

«Дело в жизни, в одной жизни, – в открывании ее, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии!»

(«Идиот»)

«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.

Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть».

(«Преступление и наказание»)

«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят».

(«Преступление и наказание»)

«Знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?»

(«Преступление и наказание»)

«Русские люди вообще широкие люди.. широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности».

(«Преступление и наказание»)

«Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

(«Преступление и наказание»)

«А ты ни за что люби».

(«Братья Карамазовы»)

«В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток».

(«Братья Карамазовы»)

«Любовью все покупается, все спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие еще грехи выкупишь».

(«Братья Карамазовы»)

«…человеку, кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!»

(«Бесы»)

«Нынче умные люди молчат, а не разговаривают».

(«Бесы»)

«Мне счастье невыгодно, потому что я немедленно лезу прощать всех врагов моих…»

(«Бесы»)

«Ты не понял всего. Будь счастлив с кем хочешь. Не могу же я требовать у твоего сердца больше, чем оно может мне дать…»

(«Униженные и оскорбленные»)

«В женском характере есть такая черта, что если, например, женщина в чем виновата, то скорей она согласится потом, впоследствии, загладить свою вину тысячью ласк, чем в настоящую минуту, во время самой очевидной улики в проступке, сознаться в нем и попросить прощения».

(«Униженные и оскорбленные»)

«Сами себе горести создаем, да ещё жалуемся…»

(«Униженные и оскорбленные»)

«Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека».

(«Записки из Мертвого дома»)

«Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший».

(«Записки из Мертвого дома»)

«Благонравие и порядок он простирал, по-видимому, до самого мелочного педантизма; очевидно, он должен был считать себя чрезвычайно умным человеком, как и вообще все тупые и ограниченные люди».

(«Записки из Мертвого дома»)

«— Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

— Красиво?

— Конечно. Молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего».

(«Подросток»)

«Пусть я не достигну ничего, пусть расчет неверен, пусть лопну и провалюсь, все равно — я иду. Иду потому, что так хочу».

(«Подросток»)