Между «Идиотом» и «Бесами»
Спектакль для меня начался еще в фойе с духовной музыки. Никаких звонков, только музыка, которая звала в зал. Над центром сцены висела то ли лестница, то ли язык огромного колокола. За этой конструкцией еле угадывался человек.
Необычное зрелище. Зрители тихо заняли свои места. Музыки не стало, Петр Зубарев начал говорить. Говорить быстро и метко. Голос летел стрелой. Эта стрела знала свой путь. Появлялись вопросы. Это вопросы к самому себе. Но ответов на них зритель не может найти в зале, стальной монолог не дает ни секунды чтобы сделать это. Жестикуляция в сочетании голосом напоминала проповедь, такое ощущение, что герой Зубарева готов отпустить грехи всем присутствующим, но когда все уже готовы, он отказывается от ритуала.
Голос то поднимался, то падал. С настойчивостью горной реки монолог пробивал свое русло в душе. Холодная горная вода возвращает к себе, смывает дневную грязь большого города. И опять-таки оставляет много вопросов, на которые предстоит ответить уже после спектакля. Герой «Злого спектакля» также стремительно «уходит» — завершает действо, как и начинал его. После спектакля не хочется говорить, ноги несут на воздух, на улицу.
Клим, автор пьесы «8 из числа 7 или 7 дней с Идиотом» говорит в анонсе к спектаклю, что пьеса — это «нечто, не имеющее ничего общего с романом «Идиот», но то, о чём, возможно, мог бы рассказать один из его героев или случайных наблюдателей этой истории». Признаться я метался между «Идиотом» и «Бесами». Спектакль заставил меня достать с полки эти книги.
Отмечу неординарное решение в оформлении декораций спектакля в «Дилижансе». Хороший свет и работа над метафоричной и важной деталью на сцене усиливают работу Петра Зубарева. Хотя куда уж больше, Зубарев и театр положили в свое портфолио знатный бриллиант. Спектакль хочется смотреть еще.