Тольятти. В поисках центра города
Что всплывает в вашем воображении, когда кто-то произносит слово «Москва»? Несомненно, перед глазами появляется образ величественного Кремля и Красной площади. Вспоминая про Санкт-Петербург, многие представляют себе оживленный «Невский», разводные мосты и «медного всадника» — властную фигуру Петра Первого на коне на Сенатской площади. А что приходит на ум человеку, который услышал слово «Тольятти»? Часто единственное, что может вспомнить турист, посетивший наш город, — это автомобильный завод «АвтоВАЗ». А ведь город имеет свою исключительную, богатую историю, которой можно гордиться. И история эта разная – автомобильная, культурная, архитектурная.
К большому сожалению, от архитектуры того Тольятти, который планировался как «город будущего», осталось лишь несколько уникальных зданий. Здания эти, как символ советского прошлого, устремленного в светлое будущее, — дань модернизму, популярному в советское время архитектурному стилю.
В этой статье мы попробуем разобраться, что представляет собой настоящая тольяттинская архитектура и как преодолеть барьеры однотипной «спальной» местности, которая лишила на город исторического центра. А начнем мы с трех традиционных русских вопросов.
Кому на Руси жить хорошо?
В 1986 году город Тольятти посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв и именно тогда впервые употребил слово «перестройка». На сегодняшний день масштабное советское строительство в нашем городе представлено однотипной квартальной застройкой и несколькими знаковыми архитектурными сооружениями: Дворцом Культуры, Искусства и Творчества (который в самом начале имел целостный и законченный образ), кинотеатром «Сатурн» (некогда самым крупным в регионе), Дворцом спорта «Волгарь» (который часто принимал в своих стенах известных и популярных гостей), кинотеатром «Космос» (не сохранившимся в первозданном виде) и другими интересными комплексами. В свое время эти монументальные сооружения были прогрессивными и модными, над их созданием трудились ведущие архитекторы страны. Мало кто знает, например, что мозаика на одной из стен кинотеатра
Сатурн создавалась знаменитым художником Андреем Васнецовым.
Он же является автором триптиха «Транспорт» — всем известных скульптур паровоза, воздушного шара и парохода, расположенных на улице Революционной. Вообще Сатурн в учебниках по архитектуре могли бы смело назвать шедевром конструктивизма – это уникальный кинотеатр, воплотивший в своих формах величие и размах советского архитектурного искусства. Так напишут позднее о знаменитой мозаике Сатурна: «Абстракция из природного камня, спадающая тяжелыми складками «занавеса» сверху вниз и упирающаяся в пешеходную зону…. Японские художники постигли ее смысл и повторили как технологию только в начале 2000-х».
К сожалению, ни городские власти, ни собственники зданий не позаботились о том, чтобы сохранить их первоначальный облик и достойный внешний вид. Сегодня кинотеатр «Космос», «Буревестник», торговый центр «Русь на Волге» семимильными шагами движутся в будущее, обрастая пестрыми рекламными щитами, неоновыми огнями и безвкусными стеклянными витринами. А ведь в наш город можно было бы приезжать только для того, чтобы увидеть эти образцы конструктивизма – давно уничтоженные во многих крупных городах. Сегодня многие из них нуждаются в постоянной реставрации: внимания требует и внешний и внутренний облик, а также прилегающая к ним территория. Например, у здания ДКиТ стены разрисованы различными надписями и граффити, а давно не обновлявшийся фасад совсем не радует глаз. Даже та немногая знаковая архитектура города, которая является центром притяжения для людей, находится в плачевном состоянии заброшенности или бездумно перестраивается.
Другая проблема города, пугающая приезжих – это однотипная застройка кварталов. Тольятти в большинстве своем состоит из серых многоэтажных «коробок», отличающихся лишь оттенком (показатель, как давно этот дом в последний раз обновлялся) и номером самого дома.
В результате город выглядит как сплошной спальный район, памятники культуры теряются среди построек-близнецов и неухоженных зеленых участков. Даже памятник Василию Татищеву, основателю Тольятти, был построен не в самом городе, а на берегу Волги вблизи затопленного старого города – ведь объекту монументального искусства просто нет места среди серых «кирпичек» и «панелек». К несчастью, тенденция к строительству подобных зданий усиливается с каждым годом. Вкладывая деньги в строительство высотного эконом-жилья без развития социального и культурного пространства, в будущем мы рискуем получить на этом месте криминальное гетто. Ведь в таком жилье постоянно растет социальная напряженность, психологический дискомфорт. А сегодня итогом такого отношения к архитектуре города является потеря его образа: дома, улицы, районы сливаются в одно большое серое пятно, изредка разбавляемое зеленью.
И здесь стоит остановиться на еще одной не менее важной проблеме – отсутствие ухода и озеленения парков и скверов. Многие из этих объектов давно не видели рук опытных ландшафтных дизайнеров и планировщиков. В парках, где проходят различные мероприятия, куски асфальта вперемешку с некошеными сорняками создают ощущение неопрятности, неухоженности. И подобное происходит повсеместно, независимо от района или «возраста» объекта. Дело дошло до того, что многие жители даже не знают, где находится центр города: ведь он слился с окружающей его невзрачностью. Таким образом, город, богатый растительностью, теряет свою уникальную черту, и наличие большого количества зелени становится скорее минусом, чем плюсом.
Проблема коммерческой застройки куда масштабней, чем кажется, ведь с ней можно столкнуться не только в Тольятти – подобное происходит по всей России. Все развитые страны еще в 70-80-х годах попрощались с идеями об огромных микрорайонах с многоэтажными «свечками» и огромным неухоженным пространством внутри (облагораживать его зачастую слишком затратно). А вот наши микрорайоны с безликими многоэтажными муравейниками вполне могут повторить историю жилого комплекса «Пруитт-Айгоу» в США, который снесли в 1972 году, ведь он способствовал формированию криминогенной обстановки.
Но подобные радикальные меры по уничтожению зданий не свойственны нашим властям, поэтому последствия от житья в подобных микрорайонах могут быть куда хуже.
Кто виноват?
На этот вполне очевидный вопрос нельзя дать очевидного ответа. Когда город стал таким, каким мы привыкли его видеть сейчас? Почему это произошло? Кого следует наказать за это?
Наказывать, к счастью и, в то же время, к сожалению, некого. Ведь виноватых в этой ситуации много. С одной стороны, это недостаточное финансирование данной сферы деятельности, ведь реставрация культурных и исторических объектов хотя и является важным вопросом, но в данный момент далеко не основным. И если тольяттинцы могут наблюдать периодичный ремонт дорог, то с архитектурными объектами подобные перемены происходят намного реже.
И превосходные проекты, воплощенные в жизнь мастерами своего дела, забываются и не пользуются таким спросом, как модные и яркие коммерческие, появляющиеся практически каждый день. Несомненно, роль властей в создании образа Тольятти нельзя обойти стороной. Пока знаковые архитектурные объекты пустуют, разрушаются, сносятся или перестраиваются, коммерческая безвкусная пошлая застройка захватывает жизненное пространство города, уродует его облик, формируя в тольяттинцах дурновкусие и культурную близорукость.
Тольятти как «город будущего», планирующийся еще в советское время, был в той или иной степени реализован. Однако на этом прогресс города приостановился, а основные цели, который преследовал проект (город должен стать современным, передовым), забыты. И в то время, пока другие города не перестают развиваться, Тольятти остается в стороне. Городу необходимо «второе дыхание».
Да и сами жители города, безусловно, виновны в том, каким он стал. Ведь чистота дома зависит исключительно от тех, кто проживает в нем. Поэтому не стоит ругать власть за все грехи – ведь не они рисуют граффити на стенах домов.
Что делать?
Ответ очевиден – нужно начинать с себя. Безусловно, мы не можем по-другому спроектировать дома или вложить пару миллионов на благоустройство парка, но состояние нашего дома и территории вокруг целиком и полностью зависит от нас. Облагораживая свое дворовое пространство, мы создаем благоприятную среду для рождения нового отношения к своему городу. Не так сложно лишний раз выбросить мусор в урну или не написать на стене нецензурные ругательства в адрес соседа, правда?
А если уж нам хочется сделать что-то серьезное и масштабное, то существует возможность стать волонтером. Человеком с активной жизненной позицией, готовым безвозмездно заниматься обустройством и озеленением нашего прекрасного города, верящим в развитие и процветание Тольятти. Если вы узнали в этих строках себя – добровольческие движения с радостью примут вас в свои ряды. Одной из таких организаций является ДМО «Шанс», куда может обратиться любой, желающий участвовать в жизни города человек.
Не оставаться равнодушным – сегодня это поступок. И чем больше поступков в отношении родного города мы сделаем вместе, тем быстрее он обретёт то самое «второе дыхание».