«Старая северная лисица»
В 1813 году, 195 лет назад, в силезском городке Бунцлау скончался великий русский полководец, ученик Александра Суворова светлейший князь генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Со времени изгнания им из России армии Наполеона прошло менее года. Официальная причина смерти полководца — «предшествующее напряжение сил, простуда и нервическая лихорадка, осложненная паралитическими явлениями». Михаилу Илларионовичу шел 68-й год. Умер он, как и полагается солдату, в походе, занимая пост главнокомандующего союзными русско-прусскими войсками. Его забальзамированное тело было перевезено в Петербург и похоронено в Казанском соборе.
Главная особенность его военного таланта — осторожность. Там, где применение силы было нецелесообразно, Кутузов брал хитростью. Равновесие ясного ума и неуклонной воли у него никогда не нарушалось.
Узнав о назначении князя главнокомандующим, Наполеон выразил перед своими маршалами беспокойство, назвав его «старой северной лисицей». Услышав об этом отзыве, Кутузов сказал: «Что же, постараюсь доказать великому полководцу, что он прав!»
Между тем командующим армиями, действовавшими против Наполеона, его назначили только 8 августа, когда размолвки в генеральской среде достигли критической точки. В начале же кампании Кутузов занимал второстепенный пост командира Петербургского ополчения.
Приняв командование, он вынужден был продолжать отступательную стратегию. Но, уступая требованиям армии и общества, дал Бородинское сражение. Однако на военном совете в Филях принял нелегкое решение об оставлении Москвы.
Отдавая приказы по армии, Кутузов был крайне осторожен и свой конечный замысел всегда держал в глубокой тайне ото всех. Рассмотрим только один эпизод войны — марш-маневр при отводе армии от Москвы.
В то время даже император Александр I, не понимая смысла действий своего главнокомандующего, слал ему письма с просьбами и упреками: «Князь Михаил Илларионович!.. Вспомните, что вы еще обязаны ответить оскорбленному Отечеству в потере Москвы».
Жители оставляли столицу. «…Молча и в строгом порядке шла армия, охраняя московских беженцев от возможных нападений. Офицеры штаба недоумевали, почему армия идет по Рязанской дороге, когда все продовольствие и боеприпасы направлены в Калугу».
Однако, пройдя около 30 верст и переправившись по временным мостам через Москву-реку, Кутузов приказал резко свернуть на запад в сторону Подольска. Так начался знаменитый фланговый марш-маневр на Калужскую дорогу.
Противник был обманут. Арьергард под командованием Милорадовича продолжал идти по Рязанской дороге, «не замедляя движения». Два казачьих полка заманили французскую конницу до самых Бронниц, а затем рассыпались в стороны, и за ними оказалась пустота. Русская армия исчезла на глазах противника.
Десять дней отряды, посланные Наполеоном, искали ее по дорогам, а когда нашли, она уже достигла реки Нары, и лагерь ее на высоком берегу был надежно укреплен и неприступен для кавалерии.
Кутузов отлично понимал, что пребывание в Москве до холодов послужит гибели французов. Обманутый же Наполеон, продолжая оставаться в развалинах второй русской столицы, со дня на день ждал прибытия мирной делегации императора Александра. В этом он видел единственное спасение. Но его не произошло. Кутузов сдержал свое обещание и доказал Наполеону, что он не только хитрее, но и умнее его.