«Новое кино России-11»
С 22 ноября по 2 декабря в Тольятти пройдёт 11 фестиваль «Новое кино России». Этот праздник визуалов киноклуб «Колизей» традиционно проводит в самом конце осени. За годы существования фестиваль вслед за клубом объехал многие кинотеатры города, вот и в этот раз форум состоится в новом месте – на нынешней «базе» «Колизея» в кинотеатре «Киноплекс».
Расписание показов составлено так, чтобы каждый киноман смог увидеть все новые знаковые отечественные картины. Прежде чем перейти к обзору работ, стоит отметить, что в последнее время признания всё чаще добиваются режиссёры-женщины – у прославленной Киры Муратовой (чей новый фильм тоже есть в программе) выросла достойная смена.
Две картины в расписании фестиваля займут главенствующее место. Фильмом «Александра» признанный классик Александр Сокуров продолжает свой цикл простых фильмов о сложных человеческих отношениях. Эта лента о поездке обыкновенной русской женщины к внуку, офицеру-артиллеристу, служащему в Чечне. Исполнительница главной роли – великая певица Галина Вишневская. На второй позиции – романтическая история, похожая на волшебную сказку: «Русалка» режиссёра Анны Меликян. Образ русской Амели принёс на «Кинотавре» премию за лучшую женскую роль актрисе Марии Шалаевой.
Одна из самых сильных премьер года – «Путина» Валерия Огородникова. Фильм имеет в своём активе Гран-при и приз за лучшую музыку благовещенского фестиваля «Амурская осень-2007». Режиссёр снял эту ленту, но не успел смонтировать… Получилась необычная баллада о любви, народная северная, очень русская, история о любви, ревности и ненависти.
Вера Сторожева за свою новую работу «Путешествие с домашними животными» получила Гран-при Московского кинофестиваля. Высокое жюри очаровала поэтическая, воздушная лента – история просыпания в некоем бесполом существе женщины, осознания ею своего собственного «Я»…
Режиссёрский дебют одного из лучших кинодраматургов отечественного кино Александра Миндадзе «Отрыв» – притча, поставленная на основе реальных фактов: авиакатастрофа, расследование, судьбы людей. Смелое, радикальное кино.
Новые саркастические «короткие фильмы об убийстве» Киры Муратовой «Два в одном», как любая работа автора, вызвала многочисленные споры. По мнению ведущего российского кинокритика Андрея Плахова, фильм «опять воспринят лучшей частью кинообщественности как провокация».
Бывший документалист Марина Разбежкина, в своё время взорвавшая Московский кинофестиваль фильмом «Время жатвы», сняла вторую полнометражку – «Яр» – по повести Сергея Есенина. «Железная дорога» – тоже второй игровой фильм, но известного екатеринбургского документалиста Алексея Федорченко (первый – сенсационная мистификация «Первые на Луне») в жанре «фильма-дороги», притчи о России, и о мире в целом. Картина получила специальный приз фестиваля «Окно в Европу – 2007» «За творческий поиск» и премию Гильдии киноведов и кинокритиков «За содержательную кинематографическую форму, подчёркивающую абсурд современной цивилизации».
Экспериментальное «Падение в небеса» (гротеск по циклу миниатюр гениального русского абсурдиста Даниила Хармса «Случаи» и его же дневников) в течение 10 лет делала Наталья Митрошина – автор, пока малоизвестный широким кругам киноманов.
Владимир Фокин экранизировал повесть Людмилы Улицкой – историю художника-эмигранта, его многочисленных любимых женщин, собутыльников и просто друзей. За работу в фильме «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны» Александр Абдулов получил приз за лучшую мужскую роль на «Амурской осени-2007».
Кроме полнометражек, на «Новом кино России-11» покажут две программы «короткого метра» — но только по одному сеансу! Внимания отборщиков удостоились «Короткий метр» (программа «Шорт Шок» фестиваля «Киношок») – несколько лучших фильмов короткометражного конкурса фестиваля, ставших призёрами престижных международных кинофорумов. И подборка проекта «КИНОТЕАТР.DOC» с картинами «Идиот» и «Березовский trip» – зоркий взгляд «действительного кино» из программы «КИНОТЕАТР.DOC»-2006.