От барокко к классицизму. Встреча старых друзей
В минувшую субботу на сцене филармонии второй раз в этом сезоне солировал гобой. Возможности этого редкого инструмента продемонстрировал городскому зрителю Алексей Балашов. Не менее интересным было созвучие клавесина и гобоя в первом отделении концерта. «Пресс-Волга» делится впечатлениями после концерта.
Одинокий клавесин на сцене напомнил о концерте недельной давности. Тогда с оркестром Алексея Воронцова выступала Надежда Хлынова (Нижний Новгород). На этот раз музыканты приготовили слушателям дуэт редких инструментов. Партию гобоя исполнял москвич Алексей Балашов, а Наталья Селяткина профессионально вела часть клавесина (а позже и рояля).
Первое отделение началось музыкой барокко. Соната до минор для гобоя и фортепиано Антонио Вивальди словно «оголила» сцену. Казалось, что сейчас зрители станут свидетелями средневекового бала под музыку гобоя и клавесина. Духовную линию Вивальди музыканты продолжили в компании с Виолеттой Пеньковой (сопрано). Отрывок из богослужебного гимна-кантаты «Глория» прозвучал в полной тишине зала, сменившейся громкими аплодисментами. До антракта также прозвучали произведения Скарлатти, Россини, Паскулли и Каччини.
Второе отделение было отдано во власть авторов эпохи классицизма. Произведения Сальери (концерт до мажор для флейты и гобоя с оркестром) и Беллини (концерт ми-бемоль мажор для гобоя с оркестром) зритель принял тепло. Отметим, что после антракта к числу солистов этого концерта примкнул флейтист Павел Игонин. А завершил субботний вечер в филармонии Астор Пьяцолла. Алексей Балашов сам объявил и блистательно исполнил «Забвение» этого композитора в сопровождении симфонического оркестра.
Интересно, что гобой появился в жизни Алексея Балашова можно сказать случайно, по воле мамы музыканта. Об этом он рассказывает «Пресс-Волге»:
— Алексей почему гобой?
— Так получилось можно сказать случайно. Мы с сестрой занимались фортепиано. Я занимался с 10 лет. И были какие-то проблемы с преподавателями. И мама решила перевести меня в другую школу. А ее подруга посоветовала: «Отдай мальчика на какой-нибудь духовой инструмент». А незадолго до этого у моего отца появился знакомый гобоист, Бардуков, который сейчас живет в ЮАР, а до этого работал в оркестре Большого театра. Вот так получилось, что меня отправили на гобой. А до этого я вообще не знал что это за инструмент.
— Это любовь с первого взгляда?
— Сложно сказать. Мне попался такой суровый педагог, который после месяца обучения спросил: «А ты сколько вообще занимаешься?». Я как честный человек ответил, что час в день. И мне сказали: «Или ты три часа в день занимаешься или я от тебя отказываюсь».
— В уже долгое время гастролируете в этом сезоне. Что вы скажете о публике нашего города?
— Да, я в пути уже месяц. Мои гастроли начались 10 ноября. В Тольятти очень хорошая публика, хорошо принимает. Очень хороший оркестр, хороший дирижер. Мне здесь все нравится. Концерт получился прекрасный.
После концерта у гримерки Балашова то и дело останавливали коллеги. Со стороны могло показаться, что это не приглашенный артист, а музыкант городской филармонии. Оказывается у Алексея есть друзья в Тольятти. Еще на концерте автор заметил переживания Влада Ивановского (Влад известен тольяттинскому зрителю по фестивалю «Классика OPEN Fest”). «Очень часто я вижу как выступают мои друзья. Это своеобразное мучение, когда ты сидишь. А кто-то родной, близкий человек выступает на сцене. И ты очень переживаешь за него, тем более если хорошо знаешь это сочинение», — отметил Влад Ивановский.
Ребята знакомы около 10 лет. «Когда-то Влад дирижировал концертом для гобоя и оркестра», — с улыбкой вспоминает Балашов. «Недалеко от славного города Москвы, есть славный город Жуковский, в котором вот уже 47 лет существует симфонический оркестр [под управлением Сергея Ивановича Скрипки]. И вот там мы с Лешей познакомились, — с улыбкой вспоминает Ивановский. — И так получилось, что мы к этому человеку [С.И. Скрипка] попали в оркестр, я по дирижированию, Леша как музыкант, как артист оркестра. Что касается совместного творчества. Помню был концерт, в котором артисты оркестра солировали, а студенты Сергея Ивановича дирижировали. Тогда мы с Лешей сыграли реминорный концерт Баха для гобоя с оркестром и скрипки”.
***
Гобой, редкий по нынешним временам инструмент. Вторая встреча с этим инструментом в текущем сезоне несомненная заслуга руководства городской филармонии. Балашов большой мастер и популяризатор этого инструмента. Автор стал невольным свидетелем одобрения профессионализма музыканта со стороны артистов оркестра. С этим были согласны и зрители, обсуждавшие в антракте услышанное.
PS. Фоторепортаж из филармонии можно посмотреть здесь.