Мухтарбек Кантемиров: о добре, о зле и о живой России
24 мая в поселке Поволжский состоялся II Межрегиональный фестиваль «От славянских истоков к русской культуре». В качестве одного из представителей оценочной комиссии на фестиваль был приглашен Мухтарбек Кантемиров – Президент Гильдии Каскадёров России, Народный артист республики Осетии-Алании, художественный руководитель конного театра «Каскадёр» г.Москва.
– Каково ваше впечатление от того, что здесь было в прошлом году и как вам здесь сейчас?
– На Первом фестивале было слишком много негативных моментов. Дело в том, что в прошлом году были пущены на самотек действия ролевых групп и каскадёров. У «Коловрата» прсто роскошная команда. А вот самодеятельные коллективы пока еще не отличаются организованностью и слаженностью работы. И в итоге получилось, что они не мастерство свое показать пытались, не искусство, а просто рубили и резали. Что меня поразило, очень жёстоко и грубо работали девочки. Гораздо грубее мальчишек. Таких коллективов было штук пять. А ведь на фестивале бывает много детей, которым такие вещи показывать просто нельзя. Они насмотрятся на всё это зло — и сами в него играть начинают. Вобщем, мне было ужасно не по себе.
– А в этом году подобного негатива удалось избежать или нет?
– В этом году мероприятие прошло более организованно. Постановку, к примеру, удалось сделать достаточно качественно. Намного лучше. И зла этого не было.
– Что это за, как вы говорите, «зло» и как его избежать?
– Каскадёров, владеющих оружием, ошибочно считают людьми недалёкими, жестокими, злыми. Мол, есть навык — можно и убить. Ну вот мы метаем ножи. А некоторые люди говорят, что такое выставлять на публичное обозрение нельзя. Я думаю, что всё дело в правильном подходе: нужно подходить к любой боевой практике, как к искусству и философии. Человек, владеющий такими навыками никогда никого не обидит. Все великие каратисты, к примеру, — спокойные люди. У нас в Москве очень много коллективов метательных, и ни разу не было случая, чтобы кто-нибудь кого-то убил или покалечил.
– В этом году удалось избежать подобного негатива?
– В этом году за этим внимательно следили. Чтобы не было лишней жестокости. Наоборот, надо пропагандировать доброту.
– А какие в целом плюсы и минусы вы бы отметили по итогам нынешнего фестиваля?
– Все очень хорошо. Единственное, что организаторам нужно отработать распределение обязанностей между собой. А так коллектив участников чудный подобрался.
– Как себя вела публика на прошлом фестивале и как — на этом?
– Сегодня народу было процентов на 50 больше, чем в том году. И тогда было очень много пьяных. Они что-то кричали непотребное, вели себя крайне непристойно. Плюс их еще заводил весь тот кошмар, что творился на сцене. А в этом году люди активно принимали участия в мастер-классах.
– Вы проводили мастер-класс по метанию ножей. Публика была заинтересована?
– Да, с удовольствием смотрели, тренировались, учились. И лица были улыбающиеся.
– В Вашем мастер-классе принимали участие и дети. Насколько правильно учить их в столь юном возрасте обращаться с оружием?
– Я думаю, это мужское дело, но дети должны видеть, что оно по сути своей является искусством. А если кто-то из них захочет профессионально заниматься всем тем, что мы здесь показываем — пусть учатся, впитывают философию оружия с детства. Вот ко мне сейчас профессионально заниматься конной практикой ходит множество ребятишек. Что интересно, в основном девочки. Мальчишки всё как-то больше сейчас на технике помешаны. А у девочек с животными отношения лучше складываются. Девочки нежнее по своей природе, и это правильно.
– А беспокойные родители к Вам толпами не ходят?
– Мне родители говорили, не выльется ли во что-то плохое, то что я показываю и рассказываю детям об обращении с ножами? Я говорю, что нет. Взять даже старый фильм, где я снимался — «Не бойся, я с тобой». Добро побеждает зло. И вот к этому мы должны приходить сами и приводить молодое поколение. Родители успокаиваются быстро. Тем более, что у нас достаточно обширное поле деятельности: мы частенько выступаем на международных фестивалях и занимаем в основном первые места.
– В чем по-вашему значение этого фестиваля? Для чего он нужен?
– Самое главное — молодежь пришла, а значит тянется к истокам. Дети чему-то учатся, что-то видят. Я думаю, основное значение заключается в том, что люди видят свою историю, им интересно узнавать ее заново,а значит Россия жива. Сказано может быть с апломбом, но я думаю, что у фестиваля будет хороший дальнейший путь. Я в Москве уже говорил коллегам по каскадерскому цеху, которые следят за подобными мероприятиями. Они уже наслышаны о тольятинской студии исторического трюка «Коловрат». Постоянно меня спрашивают: «А они продолжают работать?».И работа ведь в самом деле продолжается! Мы тут затеваем один исторический проект..Так что будем сотрудничать! Вообще, я думаю, большой путь и у фестиваля, и у «Коловрата». А на этом фоне и Тольятти будет хорошо выглядеть