Музыка в рассказах музыкантов
Городская филармония радует тольяттинцев новаторским подходом к репертуару. Два года назад появился камерный абонемент, концерты солистов — выходцев из Тольятти становятся доброй традицией, премьеры оперных постановок и литературно-театральные вечера собирают полные залы. Казалось бы чем еще может удивить коллектив городского Дома Музыки?
Да, нашего современника «испорченного» СМИ, интернетом и гаджетами сложно удивить чем-либо. Небольшая надежда остается только в случае иммунитета к царящим в обществе всезнайству и цинизму. А если человек проявляет интерес к классической музыке, впуская Бетховена, Баха, Моцарта, Вивальди и других великих композиторов, в свое личное пространство, рано или поздно появляются вопросы о феномене воздействия классических произведений на человека, его поступки и эмоции.
В филармонии решили поискать ответы на эти вопросы вместе с горожанами. И подготовили проект «Наука музыки». В начале марта прошло первое занятие. Необычность его была уже в форме проведения мероприятия: стулья зрителей стояли на сцене, где музыканты играли и рассказывали о звуках и воздействии музыки на человека. Зритель при этом мог не выключать свои смартфоны и даже использовать их в ходе занятия.
Признаться автор поначалу чуть не уснул. Рассказы о нейросети и сущности проекта затянулись и зритель заскучал. Но стоило только ожить роялю (Григорий Ляндрес), и оставшееся время пролетело незаметно для всех участников. В рассказе автора проекта, Владислава Радькова появились элементы интерактива и импровизации. А Эдуард Тишин (труба, ударные) и Димитрий Чумак (перкуссия, голос) гармонично вписались в квартет на сцене.
Зритель почувствовал на себе влияние казалось бы несвязанных звуков музыкальных инструментов и стилей музыки. Публика с интересом приняла разные варианты исполнения песенки «В лесу родилась ёлочка». Мы с удовольствием топали ногами и хлопали в ладоши, а также с интересом узнавали факты воздействия звука на человека. К примеру, кто бы мог подумать, что радио в машине или на кухне, которое у многих постоянно включается фоном, отрицательно влияет на слух человека? Или почему марш «собирает» публику в единое целое.
Первое занятие (всего их будет четыре) проекта «Наука музыки» показало, что интерес к проекту есть. Нединамичный старт проекта объясняется (на мой взгляд) необходимостью вводного слова и недостаточной рекламой мероприятия. В самом деле надо же перед началом рассказать, для чего нас усадили на сцене:)
Очень важно, что в городе появился музыкальный лекционный проект, да еще и с элементами интерактива! Уже уходя из филармонии я понял «фишку» проекта. Она заключается в методике проведения. Это настоящий образовательный проект, который не использует online-трансляцию, как бы архаично это не звучало. Объясню почему. Лектору или преподавателю, который видит перед собой аудиторию, живых людей, настоящую реакцию этой аудитории, глаза в конце концов, а не монитор компьютера, очень важна коммуникация. При этом фальшь или искренность видна сразу и зритель реагирует соответствующим образом, поддерживая или отрицая лектора и свою коммуникацию с ним. Именно поэтому, знания полученные подобным образом надежно усваиваются.
Такую методику использует популярный в с прошлого века проект TED (Technology Entertainment Design — Технологии, развлечения, дизайн, — англ.), участники которого в доступной форме рассказывают о уникальных технологиях. Рассказывают просто о сложном. Центром проекта являются ежегодные конференции и лекции, которые позже выкладываются в сеть.
Для Тольятти «Наука музыки» — инновационный образовательный проект. Отрадно, что он появился именно у нас, а не в Самаре или скажем в Казани. Приживется ли проект в нашем городе покажет время. Остается только напомнить старую истину: в годы кризиса, самым выгодным вложением средств и ресурсов является образование. Не прогадайте, друзья!