Рейтинговое агентство подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта АВТОВАЗа
Агентство также подтвердило краткосрочные РДЭ АВТОВАЗа в иностранной и национальной валюте на уровне «B» и национальный долгосрочный рейтинг на уровне «BB(rus)». Fitch повысило приоритетные необеспеченные рейтинги в иностранной и национальной валюте с уровня «CCC» с рейтингом возвратности активов «RR5» до «B-» с рейтингом возвратности активов «RR4». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный», об этом говорится в сообещнии агентства.
Эксперты Fitch отмечают, что операционные результаты АВТОВАЗа продолжили улучшаться в 2011 г. наряду с сильным ростом российского автомобильного рынка, который за 2011 г. составил около 40%. Позитивное воздействие на продажи АВТОВАЗа в 2010-2011 гг. оказали меры господдержки, включая программу утилизации старых автомобилей и субсидирование процентных ставок по автокредитам, которые продолжались до конца 2011 г.
Перспективы российского автомобильного рынка, в Fitch оценивают позитивно учитывая относительно низкий показателем легковых автомобилей на душу населения в сравнении со странами с развитой экономикой и ожидаемым ростом ВВП в России в 2012-2014 гг. выше среднемирового уровня, а также дальнейшим развитием рынка автокредитования.
Вступление России в ВТО может оказать ограниченное воздействие на местных автопроизводителей ввиду относительно небольшого снижения импортных пошлин в период до 2015 г. и усилившейся конкуренции между местными автопроизводителями.
Самостоятельная кредитоспособность АВТОВАЗа слаба, поэтому рейтинги подкрепляются прямой поддержкой со стороны государства, что продолжает иметь решающее значение для АВТОВАЗа. Во 2 полугодии 2009 г. – 2010 г. АВТОВАЗ получил беспроцентные кредиты от госкорпорации Ростехнологии (не имеет рейтинга) на сумму 75 млрд. руб. В середине 2010 г. Ростехнологии, Renault («BB+»/прогноз «Стабильный») и Nissan («BBB-«/прогноз «Стабильный») достигли принципиальной договоренности о совместном взносе в капитал эмитента.
Пока, корпорация Ростехнологии внесла 12,6 млрд. руб. посредством конвертации долга в капитал, в то время как Renault и Nissan передали 4,4 млрд. руб. в форме капиталовложений и технологий. Дальнейшие взносы капитала могут быть проведены в 2012 г.
Fitch считает, что АВТОВАЗ будет продолжать получать преимущества от развития сотрудничества с Renault, которой в настоящее время принадлежит 25% акционерного капитала АВТОВАЗа, и с Nissan. Работы по обновлению модельного ряда АВТОВАЗа идут по плану. Новая модель Гранта была запущена в ноябре 2011 г., а другие модели, основанные на платформе Renault «B0», будут запущены в 2012-2013 гг. Области сотрудничества также включают совместные закупки и контроль качества.
Благоприятным фактором для производственных мощностей АВТОВАЗа должно стать приобретение бывшего завода ИжАвто в 4 кв. 2011 г. за 1,7 млрд. руб., однако влияние этой сделки на прибыльность АВТОВАЗа будет умеренным и проявится через некоторое время. На заводе уже производятся «классические» модели АВТОВАЗа, а после соответствующей модернизации будут собираться другие модели АВТОВАЗа, Renault и Nissan.
Fitch ожидает рост выручки примерно на 30% за 2011 г., а затем снижение приблизительно на 5% в 2012 г. в связи с прекращением государственных отраслевых стимулирующих программ в 2011 г. Агентство прогнозирует, что в течение 2012-2015 гг. АВТОВАЗ будет демонстрировать показатели EBITDAR и маржу операционного денежного потока (CFO) на уровне, выраженном умеренным однозначным числом. Кроме того, Fitch полагает, что маржа свободного денежного потока останется отрицательной ввиду значительной инвестиционной деятельности. После снижения левереджа в 2012 г. в результате дальнейших взносов в капитал, в следующие два года будет идти увеличение левереджа при показателе чистого скорректированного долга к EBITDAR выше 4,0x до 2014 г.
Оба члена альянса Renault-Nissan заявили об увеличении своей совместной доли в АВТОВАЗе до мажоритарного пакета в 1 полугодии 2012 г. Это должно способствовать дальнейшему сотрудничеству между АВТОВАЗом и альянсом Renault-Nissan, что в конечном итоге приведет к укреплению производственного процесса, повышению коэффициента загрузки мощностей и прибыльности АВТОВАЗа в долгосрочной перспективе.
Позитивное рейтинговое действие может быть проведено в случае устойчивого улучшения прибыльности и генерирования свободного денежного потока. Приобретение компанией Renault и/или Nissan контрольного пакета в АВТОВАЗе также могло бы иметь позитивное влияние на кредитоспособность АВТОВАЗа, хотя может не привести к немедленному позитивному рейтинговому действию, так как потребуется некоторое время, пока такие изменения дадут положительный эффект. Негативное давление на рейтинги возможно в случае уменьшения прямой и/или косвенной поддержки от российского правительства или от Renault и Nissan.