Объединённые «Волгой» (ФОТО)
Во вторник в Тольятти из Татарстана вернулись участники «Клуба ГАЗ-21», участвовавшие в международном слёте любителей автомобилей «Волга». Чем вызвана такая преданность старым машинам? Что заставляет этих людей преодолевать сотни и тысячи километров ради встречи с единомышленниками? Во всём этом попытался разобраться корреспондент Пресс-Волги, отправившийся вместе с автолюбителями в Казань.
Главное – не сломаться
На слёт любителей автомобилей «Волга», который проводился в окрестностях Казани, отправилось 6 тольяттинских автомобилей. Как выяснилось впоследствии, это была самая крупная иногородняя делегация. Все участники «автопробега» — члены «Клуба ГАЗ-21», основанного в прошлом году в честь 50-летия начала выпуска этого автомобиля.
Как рассказал корреспонденту Пресс-Волги глава делегации Алексей КОЗЛОВ, это не первое подобное мероприятие с участием тольяттинцев. В прошлом году наши «волговоды» совершали юбилейный автопробег по всей стране. Тогда и познакомились с коллегами из Татарстана, одноименный клуб которых возглавляет спикер Госсовета республики Фарид МУХАМЕТШИН. Казанский «Клуб ГАЗ-21» был создан 19 августа прошлого года. Символично, что на момент регистрации в этой организации состоял 21 человек, а сейчас в казанском клубе 121 участник.
Идея провести под Казанью слёт любителей «Волги» понравилась не только тольяттинцам. На очаровательной лужайке в Зеленодольском районе Татарстана собрались фанаты ГАЗ-21 из Башкирии, Чувашии, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Сарова и многих других городов.
Но всё это – после. А пока – в пятницу, 20 июля – наш автопробег стартует с тольяттинской площади Свободы. Среди нас – гордая амазонка по имени Оксана, не хуже мужчин управляющаяся со своей «Волгой». Говорит, что ездить на этом автомобиле даже проще, чем на родных «Жигулях».
Глава делегации объявляет маршрут. «Через каждые 100 км будем останавливаться, — рассказывает Алексей. – Проверять, всё ли в порядке». Особых тревог, несмотря на преклонный возраст автомобилей, нет: наши «волговоды» бережно ухаживают за своими «железными лошадками». И всё же – держим кулачки, чтобы в пути ни у кого из наших не было поломок. Старт!
Татарстан – край нефтяных вышек
Первое, что поражает при въезде в Татарстан – обилие нефтяных вышек. Комплексы по 8-12 «качалок» на бывших колхозных полях – далеко не редкость. По словам аборигенов, крупнейшая в Поволжье нефтедобывающая компания «Татнефть» опосредованно принадлежит семье президента Татарстана Минтимера ШАЙМИЕВА. При таком положении совершенно неудивительно, что даже в других регионах «Татнефть» уверенно побеждает в государственных аукционах на право пользования нефтеносными участками.
…Городок Нурлат. Останавливаемся в придорожном кафе. Общение с местными, разговаривающими на своеобразном суржике из русского, татарского и (как нам поначалу показалось) английского языков – настоящая экзотика. «Шницель, тефтели, бифштекис», — перечисляет блюда продавец. Выбираем тефтели. Вкусно. Слышим за спиной диалог продавца с очередным клиентом:
— А какао бар?
— Е!
…Проезжаем указатель: «Совхоз «Алга»». Сопровождающие нас знатоки татарского языка смеются. Прошу объяснить причину внезапного веселья. Выясняется, что «алга» в переводе с татарского означает «вперёд». А вот слово «назад» в татарском языке якобы отсутствует. «Алга, потом развернулся – и опять алга», — улыбаются знатоки.
…Полтора часа – и перед нами Кама. Впечатляет размах великой реки: ничуть не уже нашего водохранилища. Проезжаем место слияния трёх рек. Говорят, в стародавние времена в месте слияния рек (если их течение было разнонаправленным) ставили капища. Родноверских святынь с ходу обнаружено не было. Зато по всему пути следования нашей колонны – множество храмов и мечетей. Аборигены утверждают, что межконфессиональной вражды здесь нет. Отсутствует (во всяком случае, явно) и борьба за власть между архиепископом и верховным муфтием республики.
…В местечке Сокуры – огромное количество поваленных деревьев: последствие недавнего урагана, пронёсшегося над Поволжьем. Естественно, дороги уже расчищены, большинство сломавшихся деревьев спилены. Вообще, в плане порядка Татарстан здорово отличается от Самарской области. А вот хвалёных «шаймиевских» дорог я почему-то не заметила.
Оружие для «волговода»
К счастью, поломок в пути не происходит, и около 19:00 наша делегация благополучно достигает Казани. Кортеж из шести «Волг» неторопливо движется по улицам столицы Татарстана, привлекая восторженные взгляды водителей и пешеходов.
Можно долго иронизировать по поводу оснований, позволивших провести в прошлом году празднования в честь тысячелетия Казани. Однако уже при въезде в столицу Татарстана видно, что деньги, отпущенные на юбилей, были потрачены не напрасно. Ощущение, что находишься не в Поволжье, а где-нибудь в Восточной Европе. Дома сияют свежей краской, новенькие фонари радуют глаз. Именно здесь, в окружении живых образцов старинной архитектуры, остро чувствуется нехватка чего-то подобного в Тольятти. Понятно, что всё это делалось в преддверии встречи высоких гостей, однако, в отличие от «предсаммитной» подготовки в Портпосёлке, дома здесь ремонтировались не только с той стороны, с которой должен был проехать президентский кортеж.
Благодаря помощи местного таксиста (правда, небескорыстной), быстро находим село Ильинка, что в Зеленодольском районе. Рядом с местом нашей дислокации находится Раифовский монастырь. Окружающие его леса признаны заповедной территорией, поэтому аляповатые особняки «эффективных менеджеров» не портят первозданный пейзаж. Ещё один респект татарским властям: в отличие от Самарской луки, здесь это ограничение соблюдается строго.На поляне возле Ильинки нас встречают организаторы слёта. Выясняется, что на следующий день нам надлежит ждать визита высокого гостя – самого главы Госсовета Татарстана. Кроме того, для нас подготовлены многочисленные конкурсы и соревнования.
Знакомимся с «волговодами» из других городов. Обнаруживаем, что среди гостей есть даже автолюбители из Молдовы. «Правильно говорить – Молдавия, — поправляет нас «молдаванин» Юрий. – Так будет по-русски». Чтобы добраться до места слёта, он преодолел 2300 км, однако машина по-прежнему находится в великолепном состоянии.
Темнеет. Достаём палатки, спальники, разбиваем лагерь. Юрий угощает тольяттинцев «запрещённым» молдавским и рассказывает о своей жизни. «Что мне нравится, — говорит он, — так это отсутствие дискриминации по отношению к русским. В магазинах тебя обслужат без проблем, обучение по-русски – пожалуйста. Не так, как в Прибалтике, например». Юрий рассказывает, что в его стране гражданам разрешено иметь оружие: «Приносишь справку, что ты – не псих и не наркоман, и пользуйся». «Друг друга не перестреляли?» — спрашиваю. «Что нам, больше заняться нечем?!» — удивляется «молдаванин».
Есть, чем гордиться
Утро приходит с Юрием. Кажется, он всю ночь не уходил от костра, рассказывая свои истории, одна интереснее другой. В лагере наблюдается оживление: организаторы готовят встречу Фарида МУХАМЕТШИНА.
На поляне собираются многочисленные журналисты. Участники слёта объясняют им тонкости своего увлечения. Оказывается, «волговоды» условно делятся на три категории: «аутентисты» (то есть те, для кого важно сохранить автомобиль в его первозданном виде) «кастомисты» (от английского custom — преобразование), «наворачивающие» свои «тачки» по полной, и «умеренные» (те, кто предпочитает небольшие изменения). Наши, как и молдаване, относятся к первой категории. Юрий даже краску «белая ночь» на свою машину подбирал по заводскому рецепту: 97% белого, 1% чёрного и 2% синего.
Автомобили выстраиваются в линеечку. Показывается кортеж главы Госсовета. Он приехал на поляну не на «Волге», но ему это прощают: его любимица с раннего утра стоит на почётном месте – всё-таки председатель казанского «Клуба ГАЗ-21». Фарид МУХАМЕТШИН оказался «умеренным»: на его «Волге» поставлен только гидроусилитель тормозов, двигатель от ГАЗ-24 и пятиступенчатая коробка передач. Цвет, правда, тоже аутентичным не назовёшь (золотистый «металлик»), но восторженные казанские «волговоды» готовы простить своему предводителю эти мелочи.
Поначалу охранники спикера строго оберегали покой своего босса, однако вскоре дружеская атмосфера побудила их немного расслабиться. Глава Госсовета внимательно осмотрел все представленные автомобили, и практически каждому водителю нашёл доброе слово. Наша амазонка Оксана спикера просто очаровала: он не сразу поверил, что она сама проехала разделяющие нас с Казанью 400 км.
По мнению Фарида МУХАМЕТШИНА, интерес к «Волгам» — приятная закономерность. «Люди начинают понимать, что в прошлом не всё было так плохо, как нам рассказывали последние 10 лет, — сказал спикер. – Были и вещи, которыми можно было гордиться. И ГАЗ-21 – одна из таких вещей». «Положение в отечественном автопроме я и сейчас не назвал бы катастрофическим, — продолжил глава Госсовета Татарстана. – У нас есть умельцы, способные преподнести миру ещё не один сюрприз».
Пользуясь случаем, «волговоды» поздравили Фарида МУХАМЕТШИНА с прошедшим днём рождения. Клуб подарил ему аутентичный руль, тольяттинцы – фото с прошлогоднего автопробега и значок с изображением «волговского» оленя для VIP-персон, а молдаване – всё то же «запрещённое» молдавское. Чебоксарцы преподнесли юбиляру несколько бутылок водки, которые он передал в общий котёл, чтобы отметить встречу. Напоследок спикер пригласил «волговодов» встретить участников автопробега «Париж-Пекин», которые на следующий день проследовали через Казань.
Вечный Союз
После отъезда главы Госсовета начались соревнования по поднятию тяжестей. Приехавший на машине с символикой «Справедливой России» питерец выжал тяжеленную гирю 48 раз. Парень из Сарова – наш сосед по палаточному лагерю – побил рекорд: 60 раз. «Вот и победитель», — думаю я. «Видишь: пью пиво, курю, но порох в пороховницах ещё остался!», — охотно комментирует свой результат юноша. Однако тут гирю берёт пожилой «волговод» из Казани. Преклонный возраст, немаленький живот – наблюдатели не питают особых надежд. Однако он с лёгкостью выжимает 72. Прошу поделиться секретом. «Не пью пиво и не курю», — смеётся чемпион.
Соревнования по стрельбе. Беру винтовку и понимаю, для чего человеку бицепсы: мишень – алюминиевая банка – совершает в перекрестье прицела странные хаотические движения. Не надеясь на успех, стреляю. С удивлением обнаруживаю, что попала. Однако другие две пульки уходят в молоко. «Ладно, — думаю, — девушке простительно». Однако представительница питерской команды разрушает мои надежды на оправдание, выбивая три мишени из трёх. Следом за ней этот подвиг повторяет малолетний сын нашего «предводителя» – Глеб КОЗЛОВ, который по итогам соревнования занимает второе место. Ухожу от импровизированного стрельбища в раздумьях о полезности физкультуры.
В чемпионате поляны по футболу тольяттинцы занимают второе место. Конкурс автомастерства тоже прошёл на высоте. Соревнования на самый аутентичный и самый «навороченный» автомобиль, конкурс на самый ранний и самый поздний выпуски – дипломов и призов хватило на всех.
Но, по словам нашего разговорчивого «молдаванина», подобные встречи – больше, чем просто тусовка. Здесь можно обменяться опытом и раритетными запчастями, а также заказать детали, аналогичные оригинальным. В Тольятти, например, делают лучшие на всей территории бывшего СССР рули для ГАЗ-21. «Союз развалился, а у «волговодов» есть свой маленький Союз, который не развалится», — говорит Юрий.
Впереди ещё немало поводов для встреч. Уже в августе казанский «Клуб ГАЗ-21» отправится в автопробег в честь первой годовщины своего создания, а также 1000-летия Елабуги. Кроме того, вояж будет приурочен к добыче в Татарстане 3-миллиардной тонны нефти.
Слёты планируется проводить как минимум ежегодно. Будем надеяться, что к следующему году тольяттинская делегация станет ещё больше. Тем более, что встретить «волговода», оказывается, не так уж и сложно. Например, Оксана познакомилась с представителями «Клуба ГАЗ-21» просто на улице, другие члены клуба «нашлись» в Интернете. Так что надежды на дальнейшее увеличение количества поклонников отечественного автопрома вполне обоснованны.