Автомобили Нива: 10 неизвестных фактов
мало кому известно, что в эти же апрельские дни отмечается другой юбилей — 35 лет с тех пор, как начались испытания первого советского вседорожника. Подобных — малоизвестных или совсем неизвестных — фактов в истории самого любимого конструкторами и технологами АВТОВАЗа автомобиля набирается изрядное количество. Ниже мы приводим наиболее любопытные из них. Некоторые из свидетельств уже приводились в книгах воспоминаний и газетных интервью очевидцев, другие остались неопубликованными и сегодня обнародуются впервые.
1. Как председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин стал прародителем Нивы. Советский премьер приехал в Тольятти летом 1970 года вскоре после пуска ВАЗа. Косыгин с удовольствием посмотрел на конвейер и тут же высказал пожелание увидеть полноприводный вариант Жигулей. У этого пожелания была очевидная государственная важность. Изначально производство легковых автомобилей задумывалось, в том числе и для того, чтобы посредством продажи машин законным образом изъять у советских граждан огромные денежные накопления. Но Жигули оказались привлекательными только для горожан. А вот на селе, лишенном асфальтовых дорог, вазовская продукция была не столь популярной. Появление внедорожника в линейке выпускаемых автомобилей должно было привлечь и жителей деревни. Как бы там ни было, но именно после высочайшего указания на ВАЗе закипела бурная деятельность по разработке полноприводного автомобиля.
2. Как Нива оказалась румынским ФИАТом. Есть такая традиция у конструкторов — раньше времени посторонним лицам не рассказывать о перспективных разработках. Поэтому все работы над полноприводными Жигулями окружал режим секретности. Даже предпринимались определенные действия, чтобы ввести не в меру интересующихся в заблуждение. Так, будущий ведущий дизайнер Нивы, а в начале 70-х молодой специалист Валерий Семушкин придумал вымышленную эмблему в виде креста и надпись Formika (по латыни — муравей). Всем любопытствующим, как правило, говорили, что автомобиль с такими знаками отличия — это самоделка, но некоторым по секрету сообщали, что это — румынский ФИАТ. Люди верили, а разработка Нивы так и осталась тайной за семью печатями.
3. Почему Ниву могли собирать в другом месте. Изначально предполагалось, что корпус по сборке автомобилей Нива будет размещаться в том самом месте, где сегодня стоит цех по сборке Калины. Но от этой идеи пришлось отказаться: с запуском Нивы в серию торопили, а строительство нового корпуса на пустом месте могло затянуть реализацию проекта. И тогда решили отдать под Ниву 062-ой корпус, в котором изначально предполагалось производить запасные части для Жигулей. Не смутила руководство и его сравнительно маленькая площадь — всего 85 тысяч квадратных метров. Под одной крышей разместились и сварка, и окраска, и сборка. До сих пор 062-ой корпус остается образцом того, как на единице площади уместить максимальное количество оборудования. Кто знает, если бы не то памятное волевое решение, где бы сегодня собирали Калину?
4. Как Нива едва не стала джипом. Свой ставший классическим облик Нива получила не сразу. Опытные специалисты видели вазовский внедорожник традиционным, по внешнему виду, характеристикам и потребительским качествам, напоминающим джип. Но молодые родители Нивы — конструктор Петр Прусов и дизайнер Валерий Семушкин — сотворили нечто новое и необычное, соединив одном автомобиле комфорт и высокие ходовые качества. По стать новинке оказался и дизайн, далекий от брутальных вездеходов 70-ых. Тем не менее, художественный совет оригинальную концепцию отклонил и принял сторону традиционалистов. Возмущенный Прусов даже написал заявление с просьбой освободить его от участия в проекте. Но тут веское слово сказал тогдашний главный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев. Именно он убедил технический совет (последнюю инстанцию!) внимательно рассмотреть детище молодых специалистов, и Ниве, после жаркого обсуждения, был дан зеленый свет.
5. Как XXV съезду КПСС подарили 50 автомобилей Нива. До запуска в серию тольяттинского внедорожника был еще год, а тут как на беду в Москве должен пройти XXV съезд партии. По традиции к подобным эпохальным событиям всегда что-нибудь приурочивали: добывали сверхплановый уголь, варили сталь, строили самолеты. На ВАЗе решили досрочно выпустить автомобили Нива. Так как 062-ой корпус был еще не готов, то автомобили решено было собирать по обходной технологии. Очевидцы в своих мемуарах говорят об этом факте довольно сдержано, но их можно понять: собрать полноценные автомобили, по сути, вручную, на коленках было очень и очень сложно. Но вазовцы это сделали! Опытно-промышленные первенцы в продажу не попали. Десять первенцев своим ходом отправились для демонстрации перед делегатами съезда, но опоздали. Потом все машины распределили по организациям в различных регионах страны, где они занимались тем, для чего и были предназначены. Специалисты завода уделили им повышенное внимание, следя за тем, как ведут себя недоношенные Нивы. Особых нареканий, как это ни странно, получено не было.
6. Как Нива мировые рекорды побила. Общепризнанный факт: Нива — родоначальник чрезвычайно популярного сегодня класса кроссоверов. Уникальные ходовые качества и великолепная конструкция позволили тольяттинскому бестселлеру вписать свое гордое имя в летопись мировой славы. Так в 1999 году Нива установила абсолютный мировой рекорд для автомобилей, покорив высоту 5726 метров в горах Тибета. Невероятно, но факт — 15 лет проработала Нива на станции Белинсгаузен в Антарктиде. Причем тольяттинский автомобиль стал первым в мире колесным транспортным средством, применявшимся для сообщения между полярными станциями на Южном полюсе. Дважды — в 1999 и 2000 годах — Лада-Нива-Марш покорила Северный полюс.
7. Как немцы Ниву чуть не загнали. Этот факт приводит в своих воспоминаниях Сергей Борисович Борис. В 70-е годы он отвечал за экспортные поставки автомобилей. Нива были тем редким случаем, когда все контракты по ее продаже отрабатывались очень легко, претензий практически не было. И тут пошли рекламации из Федеративной Республики Германия, где стали случаться одна авария за другой. В Тольятти ничего не могли понять, пришлось ехать на место. Оказалось, что немцы, ввиду отсутствия ограничений по скорости, очень любят быструю езду. Но Нива не может постоянно эксплуатироваться на скорости 135-140 километров в час: начали лететь раздаточные коробки. Ситуация исправилась после того, как заводские конструкторы доработали агрегат и машины стали более долговечными.
8. Как французы Ниву в Европе рекламировали. Своим успехом в Старом Свете вазовская продукция во многом обязана Жаку и Жан-Жаку Покам, французским автоторговцам. Именно Поки стали инициаторами и главными спонсорами участия тольяттинского автомобиля во всемирно известном ралли-рейде Париж-Дакар. В 1980 году Нива дебютировала и стала 19-ой. Но уже на следующий год французские пилоты на советских машинах завоевали бронзу. А в 1982 и 1983 годах Нива добивалась наивысшего успеха — дважды брала серебро. Причем в последней гонке случился скандал. Ниву опередил Мерседес, который нарушил регламент и которого за это можно было бы дисквалифицировать. Но французы не стали раздувать неприятную историю, и их благородный поступок был оценен во всем мире. Помимо Дакара, французы на Ниве участвовали и побеждали во многих других ралли-рейдах. В конце 80-ых Поки с Нивы переключились на Ладу-Самару, но повторить былых достижений им не удалось. А вот с ход с Нивой себя оправдал: за несколько лет продажи Жигулей на предприятии Жака Пока выросли в 6 раз — с 4 до 24 тысяч штук.
9. Как Ниву медведи оценили. За 30 лет сделано несколько десятков всевозможных модификаций тольяттинского внедорожника, которые нашли применение в МЧС и в пожарной охране, в милиции и на станциях скорой помощи, в аэропортах и охотничьих хозяйствах. Но самая необычная модификация была сделана для Московского цирка имени Юрия Никулина, что на Цветном бульваре. Уникальность заказа заключалась в том, что на автомобиле должны были ездить … медведи. Вазовцы с задачей справились блестяще. Основными создателями медвежьей Нивы стали дизайнеры НТЦ и работники фирмы Бронто. За основу был взят открытый автомобиль Ландоле, построенный на базе Нивы-Форы ВАЗ-212180. После презентации представители цирка пообещали создать новый номер Ехали медведи на автомобиле.
10. Почему Ниву любят и в Новой Зеландии, и в Англии. Наверное, потому, что сами создатели работали над своим детищем с большой любовью и вложили в него кусочек своей души. Кстати, Нива один из немногих российских автомобилей, заграничные поклонники которого объединились в клубы. Вообще, клубное движение для иностранцев — увлечение повсеместное. Но Нива удостоилась повышенного внимания. Самый отдаленный клуб любителей Нивы находится аж в Новой Зеландии. На родине хоббитов Нива стала популярна после победы в представительном ралли-рейде Маклей-1000, который состоялся в 1985 году в Австралии. В Англии поклонники Нивы издают свой журнал, который так и называется — Лада. Нашлись поклонники российского автомобиля и в Швеции. Как-то там началась критическая кампания в отношении ФИАТа: итальянцев обвинили в плохой коррозийной стойкости кузовов. Под шумок досталось и ВАЗу (мол, одним миром мазаны!). Пыл критиков охладила статья в одной из шведских газет под говорящим заголовком: Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы. Работники завода до сих пор уверяют, что не имеют к этой публикации никакого отношения.