План Алешина: АВТОВАЗ разработает «народный» автомобиль

«Мы на заводе довольны, — признается гендиректор Международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрий Целиков, старый вазовец. — Алешин на голову выше своих конкурентов. Чем? Да у тех двоих даже прямого выхода на главу государства нет. А у Алешина есть. Как в свое время у Каданникова был прямой контакт с Ельциным, а у его предшественника Виктора Полякова — с предсовмина Косыгиным».

Не так уж трудно догадаться, зачем сейчас нужен такой контакт. «За два года заводу не дали инвестиций, ни одно из обещаний государства не было выполнено», — возмущается Целиков. Если Борис Алешин решит заняться проблемой, это будет для него уже третья попытка.

В начале 2006 г. с АВТОВАЗом случилось чудо. Биржевые котировки за несколько месяцев выросли на 80%. Капитализация, в конце 2005 г. составлявшая чуть больше $1 млрд, достигла $1,9 млрд. Ростом выпуска машин дорожание акций не подкреплялось — просто инвесторы рассчитывали, что завод, перешедший под контроль «Рособоронэкспорта», получит от государства $5-миллиардные инвестиции. Организацией процесса занимался Борис Алешин. Придумал схему выделения денег — надо было лишь внести в федеральную программу «Национальная технологическая база» специальную подпрограмму по автопрому. Успев к тому времени хорошо познакомиться с главой «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым, сумел с его помощью доложить о своей грандиозной программе лично Владимиру Путину, в обход своего непосредственного начальника Виктора Христенко. Единственное, о чем Алешин не подумал, — что же автопром будет делать с этими миллиардами. Через несколько месяцев на совещании в Минэкономразвития Герман Греф программу завернул, объяснив это ее непроработанностью. Был у Алешина и более мягкий вариант: $3 млрд всем российским автозаводам в качестве госгарантии по кредитам. Тоже не вышло.

После стольких отказов Алешин стал мудрее. «Я абсолютно вижу государство в роли инвестора», — не сомневается он. Но тут же оговаривается: это не прямые инвестиции в завод, «нельзя говорить о привлечении денег, если нет четкого понимания, на что их тратить». Идея выглядит так: государство может помочь АВТОВАЗу с изготовлением комплектующих и непрофильными производствами. «Раньше заводы все детали производили сами. Но сейчас другие времена. Непрофильным можно считать почти все. На заводе может остаться только проектирование автомобилей и сборочная линия, — считает президент, — а все остальное — комплектующие, штамповка, сварка, окраска — выносится за его пределы». Все это может в новом обличье претендовать на госпомощь.

У Алешина есть лоббистские возможности для получения госфинансирования: для ОАК, например, он выбил $1,4 млрд, которые будут инвестированы частями до 2011 г. Может получиться и с АВТОВАЗом. Вопрос, как и раньше, в том, чтобы придумать план. Сейчас он выглядит так: АВТОВАЗ разработает «народный» автомобиль, создаст на его основе целый модельный ряд, найдет иностранного стратегического партнера и т. д. В свое время то же самое говорил Владимир Каданников, потом — несколько месяцев возглавлявший завод Игорь Есиповский, затем — Владимир Артяков.