Японская автомобильная промышленность глазами Виктора Полякова
Сегодня тема реформирования АВТОВАЗа периодически всплывает в контексте возросших продаж иномарок в России. Пользуются успехом шутки о низком качестве «лад» и «калин». О Тольятти, как и ВАЗе, говорится или плохо или ничего.
Но, почему же завод превратился в то, что он сейчас из себя представляет? Почему и когда были потеряны некоторые драгоценные черты корпоративной культуры прежнего ВАЗа: коллегиальность и открытость обсуждения проблем, внимание к социальной сфере, быту и досугу людей, внимательное отношение к рабочей среде, чистоте и порядку на рабочем месте, спецодежде, инструменту? Почему так и не были внедрены в производство и «зазаборную жизнь» автостроителей и города Тольятти важные черты философии качества и сотрудничества? Почему вырос бюрократический оборот бумаг, согласований и утверждений, с которыми так боролся В.Н. Поляков? Почему не было «перераспределено рабочее время руководителей, ведущих специалистов с увеличением доли времени на творческую работу», или «сокращены затраты времени на письменные согласования и сбор виз на документах»?
Наверное, у каждого, кто работал и сегодня работает на АВТОВАЗе, есть на эти вопросы свой ответ… Дадим возможность нашим читателям еще один шанс задуматься над этим. Что нас ждет завтра? Что мы должны изменить сегодня? На что мы можем опереться в поисках выхода-входа?
В очередной раз направление и вектор поиска нужных решений даст нам Виктор Николаевич Поляков – личность в Тольятти легендарная. Человек, который стал не только первым директором ВАЗа, но, наверное, эталоном специалиста, инженера, руководителя — для всех, кто с ним работал.
Сейчас пользуются большой популярностью книги о ведущих менеджерах мира. И совсем не случайно, что в первой десятке имен — менеджеры автомобильных корпораций. То, что сделал Поляков — не менее грандиозно и трудно. Дело не только в его колоссальном опыте, знаниях и ответственности. Поляков умел разбираться не только в механизмах и проектах, главное — в людях. Виктор Николаевич давал возможность проявиться лучшим чертам руководителя, организатора, инженера. Он давал совсем еще молодым ребятам шанс попробовать свои силы и право на ошибку, которую нужно уметь исправлять. Время строительства завода – это время энтузиазма и надежд. У этого времени был достойный лидер. Организация работы Поляковым, умение собирать, отбирать и анализировать информацию, вычленять главное, искать и «расшивать» узкие места – все это составляет его неповторимый почерк руководителя. Бытует мнение, что даже спустя десятилетия система работы, заложенная Виктором Николаевичем, не позволила развалиться АВТОВАЗу. Это не произошло и в лихие 90-е, и позже, в кризисные года начала XXI века, несмотря на колоссальные трудности, которые переживал завод. Это позволяет ему держаться на плаву сегодня, невзирая на несправедливую критику, не всегда компетентное руководство пришлых менеджеров, всеобщее равнодушие и просто пошлое, пустое, «квэновское и комедиклабовское» зубоскальство по поводу «Калины».
Мне кажется, тогда, 33 года назад, Поляков был в очередной раз прав. Не услышали… Почему? Кто? Можно ли вернуться назад и заново перечитать В.Н. Полякова, чтобы услышать вчерашние ответы на сегодняшние и послезавтрашние вопросы?!
Оказывается, можно!
Я хочу познакомить Вас с необычным историческим документом. В записи этого устного выступления мы видим не только живого Полякова, человека, инженера и государственного деятеля. Здесь перед нами — стратег и, по сути, одинокий человек, который многое знает, предвидит, беспокоится и переживает за дело всей жизни. Но это продуктивное беспокойство. Чем-то напоминающее беспокойство Левши: «А вот в Англии ружья кирпичом не чистят!».
Поляков, рассказывая вазовским специалистам о поездке в Японию, говорит очень просто. Даже иногда не подбирая узкоспециальную терминологию, хотя ранг аудитории это позволял. Поражает широта его сведений по технологиям обработки металлов, знания специфики оборудования и оснастки. За его словами — желание максимально четко и подробно, не упуская деталей и свежести впечатления, рассказать и донести главное. А затем постараться быстрее перенести чужой, драгоценный опыт эффективной работы на нашу, отечественную почву.
Для Полякова главным всегда оставалась работа. Интенсивная, постоянная, без выходных — работа на износ. В работе ему было мало равных. Аскетизм Виктора Николаевича известен всем. Так работать до конца жизни могут только праведники и святые. Хотя он никогда не был святым и не считал себя непогрешимым. Нужно сказать, что внешне Виктор Николаевич не был похож на вождя в привычном, плакатном, харизматическом понимании. Менее всего он был похож на кинематографического героя-директора. Ни тебе начальственной стати, басовитого рыка или умения виртуозно пользоваться ненормативной лексикой, что было весьма распространено среди той когорты советских управленцев. Нет. Негромкий, немного колюче-скрипучий голос, абсолютная бытовая неприхотливость, отсутствие хобби и увлечений, за исключением работы. Главное — завод, люди, город. В этом был весь Поляков. Современники отмечали его жесткость и сухость. Это был представитель командно-административной системы, руководитель, который берет всю полноту ответственности на себя. В то же время, по воспоминаниям работавших с ним, за все время Поляков не уволил ни одного человека. Работа находилась всем.
К таким людям нельзя подходить с мерками современности. Это был современник Хрущева и Брежнева, де Голля и Никсона. Поляков был настоящим лидером, представителем своего жестокого, бескомпромиссного и революционного XX века.
Вспоминается рассказ Юрия Павловича Адлера — нашего «апостола качества» — о его встрече с Поляковым в начале 70-х. В это время между итальянским руководством и вазовскими менеджерами возникли некие трения по части того, что на уборку урожая зерновых или картошки отвлекалось много заводчан, работавших с итальянцами. Была такая милая особенность в прошлом. Вообще, итальянцы заявили, что русские не должны нарушать контракт, и специалисты, которых обучали итальянцы, не должны отвлекаться на сельхозработы. Поляков был очень раздосадован, но вынужден был вернуть «селян» на завод. Правда заметил, что вот закончится время нахождения итальянцев на заводе по контракту, и «…вот тогда всех на село и отправим, кого нужно!»
Еще Юрия Павловича удивил приказной тон записки написанной ему лично Поляковым: «т.Адлер, вам надлежит явиться к 9-00». Вот так, безо всяких «прошу», к известному московскому ученому. И это тоже был Поляков, сторонник дисциплины, заведенного порядка и некой изначальной целесообразности и утилитарности всего и вся, что его окружало, что было нужно для РАБОТЫ!
Помимо автозавода основной заботой Виктора Николаевича был город Тольятти. Он понимал, что за «вазовским забором» люди живут, отдыхают, учатся. Могу поделиться и личным воспоминанием. В 1971 году меня направили в пионерлагерь «Находка». Это был совсем не «Артек», а бывшие казармы городка военных строителей. К казармам поставили качели и карусели. Недавно прочел, что именно Поляков дал название пионерлагерю. Ему очень понравилось, что военные уехали, а тут такая роскошная инфраструктура осталась. Как её не использовать? Это же — прямо «Находка»! Зато помню, мы с друзьями были не в восторге, изнывая от скуки и «сонных часов» в казарме, вдали от леса и Волги и наших любимых игр на стройплощадках Нового города.
Предлагаемые Вам отрывки стенограммы могут показаться Вам слишком объемными. Можно прекратить чтение или пробежать взглядом по диагонали. Но попробуем представить впечатление от этого выступления именно тогда, в далекие 70- годы. Вспоминая атмосферу рапортов о достижениях и победах, становится понятным, что Поляков говорит о серьезных вещах, связанных с отставанием, с сонливым самоуспокоением и самодовольством, наступившим так быстро. В 1974 году завод вышел на проектную мощность, но уже появились грозные свидетельства будущих больших системных проблем советского и российского автопрома. Огромная, инертная бюрократическая махина с трудом пыталась меняться и соответствовать вызовам времени.
В этой стенограмме говорится о простых и сложных вещах. Начиная от рыбок на производстве и чистой спецодежды, заканчивая специальными вопросами технологий металлургического и прессового производства, сборки, преимуществ и недостатков подходов для проектирования автомобильных двигателей, вопросов автоматизации и роботизации, снижения выбросов и экологической безопасности. Большой интерес представляет список поручений службам завода по итогам командировки. Многие из них были воплощены в жизнь, другие вскоре перестали быть актуальными, отодвинулись в тень, что-то просто тихо саботировалось. Мне кажется, что каждый, кто интересуется проблемами качества и конкурентоспособности, может получить представление не только о проблемах ВАЗа и достижениях японской автомобильной промышленности образца 1974 года. Внимательный читатель сможет получить нечто большее — более полное представление о необычном, сложном и многогранном руководителе, инженере, человеке — Полякове Викторе Николаевиче.
Цит. по : Шаги дерзновений. Редактор-составитель Степанов А. Е., ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти, 2006, с. 267-287