Владимир Тарабаров: «Мышление становится основой современного студенчества»

В жизни нечасто встречаются люди, с которыми можно разговаривать часами. Причём не болтать, как обычно это происходит по телефону, а именно говорить – вдумчиво, затаив дыхание и отдавая всего себя разговору. Такие люди могут открыть для тебя что-то новое и даже в одночасье перевернуть твое миропонимание. В этом году первокурсникам ТГУ их первую лекцию 1 сентября проводил именно такой человек — Владимир Викторович Тарабаров, преподаватель кафедры философии, заместитель директора Института финансов, экономики и управления. С лекции ребята уходили задумчивые и взволнованные, потому что поняли, какая теперь на них лежит ответственность – быть студентами. А между тем, им не сказали ни одной из тех банальных и сухих вещей, что часто говорят на подобных встречах. Об этом человеке, который умеет затронуть даже нашу «непробиваемую» молодежь, и пойдёт сегодня речь.

Жизнь обычного человека

Владимир Викторович родился в 1962 году в Туркмении в городе Мары. Там в то время служил отец – офицер советской  армии, и по окончании его службы в 1972 году семья перебралась в Среднее Поволжье, в Тольятти, на родину отца. Здесь мальчик учился с четвёртого по десятый класс в школе № 37. Это время стало очень важным в его жизни: «Школьные годы для меня дороги до сих пор, — говорит Владимир Викторович. — Мы по сей день собираемся всем классом и стараемся сохранить то понятие одноклассников и понятие дружбы, которое было в детстве. Не всегда отношения складываются так, чтобы класс был единым целым, но у нас это получилось, и мы пытаемся не растерять это с годами».

Володя «всю жизнь» хотел быть офицером, как отец. Но вышло так, что у мальчика было плохое зрение, и в военное училище после школы его не взяли. Но и здесь ему не пришлось долго думать: второй его страстью была история. «Отец увлекался Гегелем и Аристотелем, и, несмотря на то, что я был ребёнком, он объяснял мне всё, что мог, и говорил со мной всегда очень серьёзно». Поэтому, когда мальчик получил отказ от медкомиссии училища, другой мысли, как получить историческое образование, у него не было.

Поступал Володя сразу после школы, но поскольку не набрал двух баллов, пошёл работать в спецавтоцентр автосервиса ВАЗа слесарем-ремонтником по специальности, полученной в последних классах школы. В автосервисе он занимался регулировкой развала-схождения колёс, то есть, проще говоря, обеспечивал автомобилям плавный, ровный ход без заносов в стороны. «С философской точки зрения можно сказать, что я этим занимаюсь до сих пор, только не на уровне автомобилей, а на уровне студентов», — шутит Владимир Викторович.

В течение пропущенного года Володя не только работал, но и тщательно готовился к экзаменам, и в 1980 году поступил в Куйбышевский государственный университет, где проучился до 1985 года и получил диплом преподавателя истории и обществоведения. После окончания вуза пошёл в армию, поскольку в университете не было военной кафедры. Прослужил два года на Дальнем Востоке, и Владивосток стал его любимым городом. После службы отношение молодого человека к армии изменилось: «Оставаться я там уже не хотел. Посмотрев её изнанку, увидев не только парады и «картинную» часть, которую мог увидеть с отцом, оставаться офицером в армии я не захотел».

Сразу на следующий день после возвращения Володи из армии ему позвонила директор его школы Маргарита Николаевна Ковалёва и предложила работать учителем с дальнейшей перспективой занять её место, поскольку она собиралась уходить на пенсию. По семейным обстоятельствам, не имея возможности самому определять свою судьбу, он согласился работать, но посчитал, что должность директора – это не для него: «Я хотел заниматься историей, философией, а директор – это всё-таки администратор, человек, который занимается по большей части организацией учебного процесса, а не преподаванием». В школе Владимир поработал учителем, потом стал завучем, и с 1989 года начал работать в Тольяттинском  политехническом институте.

Он закончил очную аспирантуру в Санкт-Петербургском государственном университете, но диссертацию не защитил «по той простой причине, что разошлись с научным руководителем в видении основных компонентов исторического восприятия окружающей действительности». Также Владимир занимался научными исследованиями, работал в архивах, писал статьи, многие из которых были опубликованы (в том числе и в Интернете), был деканом, заместителем декана, заместителем директора института.

Владимир Викторович женат, у него трое детей. Сейчас он преподаёт на кафедре философии ТГУ, готовится к защите диссертации. Основная тематика его исследований – история и философия предпринимательства. Сегодня она сужается до малого бизнеса.

«Уровень образования на сегодня достаточно высок»

Мы посчитали, что нельзя у человека, столько лет занимающегося преподаванием, не спросить об уровне этого самого преподавания. Владимир Викторович сразу предупредил, что он – не сторонник критики чего-либо, и что судить он может только по уровню родных ему кафедр философии и истории.

Кафедра истории в Тольяттинском политехническом институте в 1989 году, когда Владимир Викторович устроился туда работать, была весьма сильной: «Там преподавали высококвалифицированные профессионалы, такие как доктор исторических наук профессор А. Э. Лившиц, кандидат исторических наук профессор П. М. Шаронов, кандидат исторических наук профессор А. В. Шуструйский, доктор исторических наук профессор В. А. Овсянников, кандидат исторических наук доцент С. В. Голосилов и другие». То есть, другими словами, кафедра была довольно известна, и уровень её как в городе, так и во всей стране был высокий.

Уровень философского образования, которое сегодня получают студенты ТГУ, по словам Владимира Викторовича, закреплён общероссийским стандартом, и все преподаватели кафедры обучают исключительно согласно ему. Другой вопрос – восприятие самих молодых людей: «У меня было немало студентов, которые теперь уверенно называют себя кандидатами и даже докторами наук, но при этом, к сожалению, глубину познания не всегда постигают, и становятся ими только формально. Хотя это всё, опять же – вопрос развития и становления, так что в целом уровень обучения, на мой взгляд, можно назвать достойным. За весь университет, конечно, не скажу, но здесь, на кафедре философии, уровень действительно достаточно высок».

Какой он – современный студент?

На этот вопрос Владимир Викторович ответил сразу: «Он – разный. Хрестоматийно выражаясь, у него много имён: Иоанн, Пётр, Лука, но, в то же время, и Иуда, и другие. Ведь есть студенты, которые действительно во многом разбираются, многое понимают, хотят узнать новое, определить для себя и окружающего мира какие-то вещи, но, опять же, есть и совсем другие. Мне кажется, что та агрессивность, которая возникла в 90-е годы, объективно повлияла и на студенчество в том числе. Эта волна негатива, которая сегодня существует у какой-то части студентов, со временем сойдёт, и общество научится более человечно и интеллигентно относиться к себе и окружающему миру».

Владимир Викторович подчеркнул: кроме того, что нынешний студент – разный, он ещё и ищущий, то есть студенты всё время что-то пробуют, познают, учатся на своем и чужом опыте, ищут себя, ищут, на что опереться и чему довериться в жизни.

«Ну, и также я бы назвал современного студента мыслящим, — говорит Владимир Викторович, — Многие вещи, насколько это возможно, он пытается осмыслить, и даже сталкиваясь с какими-то негативными явлениями, старается их объяснить и извлечь благо, исходя из складывающихся морально-этических установок. Таким образом, мышление становится основой современного студенчества».

Люди будут совершенствовать мир

На вопрос, что изменилось в нашей жизни после «перестройки», Владимир Викторович ответил по-философски: «Да, конечно, изменилось многое, ведь теперь другая страна, другие отношения, другая жизнь. Сегодня уже никто, как в прошлом, не чувствует себя зависимым, а считает себя личностью, свободным человеком, равным любому другому. Но, к большому сожалению, считать и быть – это разные вещи. На самом деле человек сегодня не всегда свободен, не всегда может делать и делает то, что хочет. К сожалению, это реальность. Мы всё ещё, как говорил Антон Павлович Чехов, должны выдавливать из себя по капле раба. В этом смысле мало что поменялось: это – вечная проблема, и ни «перестройка», ни что-либо другое в одночасье её не решит.

Кроме того, если говорить о вечных ценностях, то они, как и раньше волновали человечество, так и сейчас стали только острее. С одной стороны – да, это другая страна, но с другой – это всё тот же человек. Изменилось, наверное, другое – отношение к жизни. Сегодня появляются люди, которые будут способны совершенствовать современный мир, учитывая все его негативные моменты развития».

Вот такая жизнь, и такая точка зрения. Этот человек говорит настолько проникновенно, что в это не только хочется верить, но и всё, им сказанное, становится чем-то вроде жизненного компаса. Когда знаешь, что твоего ребёнка будет обучать такой человек, то за свое чадо можно смело переставать волноваться: ему помогут жить ровно, «без заносов в стороны». Главное, чтобы у наших детей было побольше таких преподавателей.