Социальная ответственность бизнеса или бизнес с человеческим лицом

Исчезновение в Тольятти бизнесмена Михаила Соколова наделало много шума. Сегодня мы публикуем очерк одного из вкладчиков «Онеги». Размещаем статью «как есть», сохранением офрографии и стилистики автора.

Много пишут и говорят о социальной ответственности бизнеса.

 И вот он островок счастья.

Мы заботимся о бизнесе, а он заботится о нас.

Пенсионеру вроде ж не много надо. Иногда и просто вдоволь поесть. Внукам помочь с обучением. Свадьбу отметить, поучаствовать в покупке малосемейки. Лекарство свободно купить: те, что доктор рекомендует, а не те, на которые деньги есть. А вот бабульки,  стремятся облегчить свои похороны, поэтому так и называют свои накопления – «гробовые».

Принесла 45 000. Думаю, ну еще тыщь 15  поднакоплю,  так и хоть дочка не со своих, заработанных в садике с зарплаты воспитательницы в 3500, да еще и одна ребенка воспитывает. Хоть на мои деньги хоронить меня будет.

С такими надеждами шли люди к известному бизнес мену Соколову Михаилу Александровичу, президенту группы компаний «Онега».

А он, легко принимая по сусекам поскребанные, в амбарах снятые,  к себе, значит, на новоиспеченный бизнес принимал. И бизнес развивался, укреплялся, расширялся и пенсионеры радовались. Как же, каждый месяц прибавка.

А вот они на операцию копили, сердце ждет скальпель хирурга, четыре года в очереди стояли, чтоб на операционный стол попасть. Вот деньги решили приумножить, чтобы и врачам хорошо было радостно операцию сделать удачно, а больному еще и вкусно поесть после неё — как метод реабилитации и восстановления.

А вот и российские тольяттинские пенсионеры, как буржуи из-за кордона, рискнули съездить в Турцию. Собрали чемоданчик, о пардон, саквояж модный подкупили, шортики деду, шляпку старушке и самолетом прямо к чистому Средиземному морю.

Впервые  за сорок пять лет  трудового стажа на одном рабочем месте без изменения записи в трудовой и в другую, чужую страну.

Молились.  Божились.

Таких счастливчиков 3500 набралось. Взаимное такое сотрудничество. Мы вам — вы для нас — а мы о вас.

И денежки находили свое уютное место в небольшой каморке без мраморных полов, зеркальных стен и потолков и без специальных кабинетов и сейфов страшенных, бухгалтеров, пиар групп, советов, управляющих, секретарш длинноногих и многочисленной охраны.

И чья злая воля называла все это черным налом, видя при этом светлую свежую струю возрождения и расширения всяких возможностей одного и другого берега. Оно конечно, ни налоговой, ни банкам, ни рубопам, ни бандитам и не выборам  уже ничего не доставалось.

 Все в народ. Все для народа. И  народу.

А народ,  копил,  прикапливал, голодал, копейку к копейке складывал и вот и десятки тысчонок ему в бизнес. Чтобы жалюзей больше делалось, чтобы книжки народ читал,  да еще и по доступным ценам.  

А денежки же народ несет, да и советует, а ты в наш, ты в наш магазин иди к Михаилу Александровичу.

А бабульки,  на лавочке сидят, да женщинам молодым, а ну расхваливают Стеллу — салон такой ну суперский жена Михаила Александровича открыла. Так к ней, голубушке бежали дочки, внучки, а потом и их подружки и подружек подружки.

А бизнес множился и придумывался по мере необходимости: компьютерные салоны, служба знакомств, типография, алюминиевые окна, газета, скорая. Всего и не перечислишь. Ну никак не напоминает все это финансовую пирамиду.

А люди шли  и приводили и приводили своих друзей, детей, внуков. Подчиненных, коллег по работе и расправляли плечи, люди стали смеяться чаще, у женщин стали блестеть глаза, лица просветлялись — мужики,  ли о них заботились или всего лишь один. Всем его заботы хватало, и платили они любовью надеждой и радостью.

А работающая интеллигенция все для детей: образование давали, женили,  машины покупали, и их сыновья становились принцами, королями, воинами бизнеса. И укреплялась молодая поросль бизнеса, и они говорили это Он. Это Он их научил. А он был их кумиром и они верили, что бизнес имеет вот такое человеческое лицо. Так что те четыре процента совсем реальность, а не реальность та, другая, которая нам внушается и пиарится и постановляется: «Бизнес должен быть с человеческим лицом, он должен быть социально ответственным».

А мы то с вами знаем, что никто ни кому не должен, а делать надо то, что хочется. А ему хотелось счастья себе, счастья детям, и счастья людям