У скорой вырастет скорость
В минувший вторник у тольяттинских журналистов была возможность заглянуть в гости к людям в белых халатах. Департамент здравоохранения организовал экскурсию по отделениям станции скорой помощи. Как живут доктора, сколько они получают, в каких условиях работают, в чем нуждаются — все это удалось увидеть.
Диспетчер тоже человек
В начале встречи прошла небольшая пресс-конференция с директором департамента здравоохранения Александром Изосимовым и главным врачом Тльяттинской станции скорой медицинской помощи Олегом Савельевым.
Главная новость ее — недавно была открыта еще одна подстанция. Если доселе их было всего три (по одной в каждом районе города), то теперь в Автозаводском районе появилась еще одна. Для чего это нужно, рассказал Олег Савельев: — В идеале приезд скорой помощи должен происходить в течение 10-11 минут. В настоящее время мы в основном укладываемся в это время, но из-за пробок на дороге бывает так, что оперативность снижается. Вторая подстанция Автозаводского района (самого крупного у нас) поможет решить эту проблему.
У нас практически нет проблем с транспортом. Имеются автомобили класса В, но нет возможности приобрести самые новые автомобили класса С. Стоимость такого автомобиля около 1,5 миллиона рублей. Это пока не под силу нашему бюджету.
Заходим в диспетчерскую. Там за столами сидят четыре женщины. Телефоны не умолкают ни на минуту. Слышится: — Градусник разбили? Налейте в банку воды и положите ртуть в воду, чтобы испарения не начались. Отравления бывают в основном от испарений.
— Температура? Сколько? Такую сбивать не стоит. Пейте побольше жидкости, желательно витаминизированной.
Диспетчер — специалист чаще всего со средним медицинским образованием. Он не только принимает звонки, но и дает консультации, когда это необходимо. С журналистами диспетчеры пообщались охотно. У них есть свой журнал, в котором они записывают курьезные случаи. Например: — Доктор, что делать, у меня жена немножко беременна и у нее немножко болит живот.
Врачей мало и… вежливости
— Приедет на вызов врач, а его с порога матом обругают. Такие ситуации — не редкость. Бывает, что на вызове на нас обрушивается шквал упреков, почему, мол, приехали через два часа? Есть разные степени оперативности вызовов. К сердечникам, например, мы приезжаем очень быстро. Если вызов по поводу высокой температуры, то мы даем консультацию, но в помощи врача отказываем. Люди возмущаются, грубят. А мы знаем, что мы делаем. Если скорая долго не едет, значит повод не самый оперативный.
Часто неуважение просматривается со стороны водителей на дорогах. Мы стоим в пробке, а водители никак не хотят пропускать. И больных, бывает, транспортируем тяжелых, и выезд бывает срочный, но во избежание ДТП приходится стоять. Я уже отправил запрос в ГАИ, чтобы на кольцевых развязках висели щиты: «Водитель, пропусти скорую помощь!» — поделился с журналистами Олег Савельев.
С фельдшерами проблем нет. Наш тольяттинский медицинский колледж регулярно пополняет станцию новыми работниками, но врачей мало.
— Мы каждый год отправляем в Самарский медицинский университет запросы, чтобы к нам направляли выпускников, но работать в скорой помощи желающих мало, поэтому у нас дефицит кадров! — поделилась Ольга Евтушевская, главный специалист департамента здравоохранения. — Жилье медицинским работникам уже давно не предоставляется. Заработная плата начинающего врача всего около шести тысяч рублей. Работники со стажем получают около 23 тысяч, притом что работают на две ставки, то есть выходят на суточное дежурство через сутки. Желающих нести ответственность за жизни людей при такой оплате труда и при таком графике работы находится немного.
Журналистов провели по новой станции (СП №4), которая находится на территории городской клинической больницы № 5 в Медгородке. В комнатах отдыха стоят новые кровати с чистыми простынями. Есть даже совершенно новый душ. Олег Савельев провел экскурсию по самым потаенным уголкам станции.
— Есть проблемы с психологической разгрузкой врачей, — рассказала заведующая оперативным отделом Людмила Копылова. — Стрессов много, разгрузки нет, а график работы плотный, отдыхать некогда. В результате наши работники сваливаются от усталости после длительной самоотверженной работы. Болеют сами от переутомления. Путевок на отдых ни бесплатных, ни льготных не выделяется. В общем, вопрос с качественным отдыхом наших врачей не решен.
Трагедия мобилизовала медиков
— 31 октября 2007 года, после взрыва автобуса, скорая помощь сработала очень хорошо. Уже через три минуты, по словам очевидцев, к месту трагедии потянулись вереницы машин с красными крестами. Как удалось добиться такой оперативности? — спросила я Людмилу Копылову.
— Нам просто повезло. Хотя «повезло» — это не совсем корректное слово в данной ситуации. На тот момент, когда поступил первый звонок, все машины были на месте. Те доктора, кто отработал смену, еще не ушли, а новая смена уже начала приходить. В результате почти весь состав врачей и фельдшеров был на месте. Первый звонок был совершенно спокойный. Человек говорил размеренно, видимо, еще не понял, в чем дело. У диспетчера сработала интуиция. Она поняла: случилось что-то ужасное. Мгновенно об этом сообщили главврачу, дали приказ на массовый выезд. Благо от станции до места события — небольшое расстояние, и прибыли мы очень быстро! Еще «удача» заключалась в том, что тяжелораненых было немного, пострадавших можно было сажать в машину человек по десять.
Врачи в этот день проявили высокий профессионализм, за это надо отдать им должное