Между Западом и Востоком
Сама география России, вечного пограничника между Европой и Азией, определила ей особую роль.
Это положение полигона, экспериментальной площадки, на которой боролись, сплавляясь и видоизменяясь, взаимопроникая и исчезая вовсе, идеи с Запада и Востока. Политические, экономические, философские и религиозные — всякое бывало. Россия всегда была открыта для нового. В разные периоды своей истории к веяниям из-за границ относились по-разному, но никогда не было в государстве полной изоляции. На беду, к счастью ли, но так было. Порой, принимая очередную «прогрессивную» идею, народ и государство быстро вырабатывали к ней иммунитет. Случалось и «поболеть».
Здоровье государственного тела и народной души всегда поддерживала православная вера, слившись воедино с традицией и культурой. Она помогала сохранить единство организма России, когда разные слои общества начинали терять взаимопонимание, увлекшись чужеродными химерами. За что и заслужила ненависть врагов России. Их в нашей трудной истории хватало всегда, достаточно имеется и сейчас.
Давно известная схема, когда в страну, намеченную к захвату, приходят по очереди сначала проповедник, затем купец, а потом солдат, по-прежнему в ходу. Зачем велосипед изобретать? Плотину железного занавеса взорвали изнутри, вот и хлынул к нам мутный поток «друзей». Сегодня говорят о том, что процесс находится на второй стадии. Время «купца». Но полностью ли справился со своей частью задачи «проповедник»? Не факт.
Государство в лице властных структур делает шаги к реальному, а не декларируемому сближению с Русской Православной Церковью как государствообразующей конфессией. Народ потихоньку начинает разбираться в месиве сектантских и околорелигиозных организаций, наводнивших просторы Родины. Замечает, что многочисленные неопротестантские и культово-коммерческие формирования больше заботятся о его кошельке, чем о душе. Время все расставляет по своим местам.
Вспоминая, как начиналась эта атака на наше религиозное чувство, особо хочется выделить организации восточной направленности. Так уж повелось, что первым воспринимает новое веяние наиболее творческий и образованный слой общества — интеллигенция. Поколение предперестроечных 70-80-х годов, частью благодаря входившим в моду боевым искусствам, частью вслед за своими музыкальными кумирами, довольно благосклонно относилось к религиозным веяниям с Востока. В студенческой среде почитывали Абаева о чань-буддизме. На запрещаемых, а оттого более привлекательных тренировках ушу и каратэ передавались из рук в руки затертые перепечатки по дзен-буддизму.
А The Mahavishnu Orchestra Джона МакЛафлина, индийские эксперименты «Битлз», особенно Джорджа Харрисона? Как тут остаться равнодушным, когда гуру так благосклонно относились к асоциальным проявлениям молодежной субкультуры? Махариши Махеш Йоги, основатель «Движения духовного возрождения», после встречи с «Битлз» сказал о них: «Интерес молодых умов к наркотикам хоть и представляет собой ложный путь к совершенствованию, однако указывает на то, что молодежь находится в поиске некой формы духовного опыта.
Интерес «Битлз» и «Роллинг Стоунз» к трансцендентальной медитации означает, что они не так далеки от полного постижения высшего духовного опыта».
Немалая роль в пропаганде интереса к восточным религиозным культам принадлежит «властителю дум» целого поколения Борису Гребенщикову. Как метко заметил в одной из своих песен сам Борис Борисович: «Я ушел от закона, но так и не дошел до любви…» Вот так, зависнув в этом «между», лидер «Аквариума» сумел смутить очень многих. Правда, самая острая сатира на доморощенных «гуру» также принадлежит язвительному перу одного из русских рокеров, лидеру группы «Зоопарк» Майку Науменко. Его «Здрасьте, я родом из Бобруйска» и сегодня остается поразительно точной карикатурой на расплодившиеся религиозные группы восточной ориентации. Их в стране можно насчитать сотни. И открыли им зеленую улицу именно те повзрослевшие студенты, которые в 70-х изучали восточные религиозные доктрины по самиздатовским листкам. Теперь многие из них занимают ответственные посты или имеют возможность влиять на решения самого высокого уровня.
Конечно, права избитая истина — и эта беда тоже происходит от невнимательности и поверхностного знания. Ведь если копнуть глубже, познакомиться с более-менее серьезными исследованиями восточных религий, станет ясно, насколько их мироощущение, при всей внешней привлекательности, далеко от наших традиционных жизненных принципов. Да, наконец, если посмотреть на то, что нам предлагают с позиций здравого смысла, легко увидеть, что большая часть таких организаций просто «лохотрон», и даже религиозными их называть нельзя. То, что они активно действуют в России и не встречают препятствий со стороны власти, есть лишь следствие халатного отношения этой самой власти к своим обязанностям.
Чтобы не быть голословным, приведу лишь несколько тезисов этих «учений». «Преданность йога «высшему отцу» превосходит все. Йог полностью вверяет ему свое тело, ум, мирское богатство. Благодаря этому он побеждает эго, а также привязанность к материальным вещам и мирским удовольствиям»; «Человек, занимающийся ею (йогой), отрекается ото всех привязанностей… Она дает занимающемуся ею богатейшую награду — двадцать одну жизнь в счастье и блаженстве в Золотом и Серебряном веках» («Брахма Кумарис» — культ шиваитской ветви индуизма).
«Индуистские Тантры говорят о трех типах людей, которые могут практиковать Тантру, получив необходимое посвящение от учителя. Первый тип называется пашу (животное). Пашу — это обычные люди, связанные оковами добропорядочности, увлечений, страха, стыда, ненависти, поведения… Второй тип, называемый вира (герой), — это люди, чье стремление к высшей цели тантрического пути непоколебимо… Третий и наивысший тип адептов, практикующих Тантру, называется дивья (божественный)». «Тантрический подход к духовному пути — чисто практический. Истинная Тантра лишена каких-либо форм обывательского мышления, условностей или псевдоморали». «Тантрическая традиция по сути своей внесоциальна, а еще лучше сказать, надсоциальна, так как она стоит выше правил и ограничений какой-либо социальной системы». Ничего не напоминает вам учение тантрических групп? Нашим дедам уже доводилось избавлять мир от «богоподобных» героев, видящих в остальных лишь животных и стоящих выше морали. В этом году будем праздновать 63-ю годовщину Победы.
А с сахаджа-йогой мы вообще прославились! Теперь Тольятти фигурирует в справочниках по религиозным группам и деструктивным организациям восточной ориентации. В Индии основательница движения Шри Матаджи Нирмала Деви не снискала популярности своим учением. Зато в нашем городе еще недавно ее последователей насчитывалось около 80 тысяч. Почти столько же, сколько всех остальных сахаджистов во всем мире! У нас ей помогали власти города и руководство АВТОВАЗа. И наконец, Тольятти — единственный в мире город, где сахаджа-йог прошел в Гордуму и даже стал председателем комиссии по молодежной политике. Когда в 1995 году в Новосибирской области последовательница сахаджа-йоги после обряда «очищения» повредилась в уме и зверски убила маленькую дочку, относиться к культу стали более прохладно. Но в Тольятти и сегодня в троллейбусах можно услышать рекламу, призывающую посетить собрания этой группы. А на остановках — увидеть красочные плакаты уже упомянутого университета «Брахма Кумарис».
При этом в городской мэрии есть должность специалиста, в чьи обязанности входит заниматься общественными и религиозными объединениями. Но, видимо, это «занятие» означает только лишь голый учет. Информировать власть о характере и специфике, далеко не безвредной, подобных структур, похоже, не обязательно. Иначе ситуация, когда у нас для всех «Добро пожаловать!», давно бы изменилась. Может быть, уже пора стать менее гостеприимными?