Пытаются захлопывать

Имя губернатора Самарской области Владимира Артяко­ва не сходит со страниц фе­деральных  СМИ: газеты с нарастающей активностью сообщают о его отставке и неиз­бежном переходе на работу в Москву. Эксперты СО считают, что активность может быть связа­на в том числе и с кампанией, ве­дущейся лично против Артякова

Главу области Владимира Ар­тякова начали часто упоминать в СМИ с февраля 2007 года. Тогда в эфире «Эха Москвы» во время бе­седы Евгения Киселева и Сергея Бунтмана впервые прозвучала фамилия самарского губернато­ра в качестве одного из возмож­ных претендентов на пост мэра Москвы. Фамилия Артякова упо­миналась в том же самом контек­сте в эфире «Эха» и позднее, что, в свою очередь, дало мощнейший толчок для распространения в регионе информации о якобы готовящемся уходе губернатора в Москву.
 
Сам губернатор никаких поводов к распрост­ранению сведений не давал. Но в интервью СО он вкратце упомянул о наличии в регионе «слухов и непроверенной информации», которые, на его взгляд, могли свидетельствовать о том, что в Са­марской области существуют сипы, готовые, как выразился сам Артяков, «играть в шахматы с властью», т.е. силы оппозиционные.
 
В апреле активность СМИ в части упомина­ния имени самарского губернатора начала нарас­тать. С середины апреля в газетах начали писать о Владимире Артякове с частотой, которая уже не могла остаться незамеченной. Тексты о самарс­ком губернаторе либо блоки, содержащие значи­тельный объем информации о нем, выходили 15 апреля в «Российской газете», 17 апреля в «Из­вестиях», 18 апреля в «Известиях», 22 апреля на сайте «Росбизнесконсалтинга», 23 апреля в «Извес­тиях», 25 апреля в «Комсомольской правде» и «Но­вых известиях».
 
Все происходящее действительно могло бы быть частью ажиотажа вокруг предстоящего распределения сил в федеральной структуре влас­ти, если бы не несколько особенностей. Начиная с заголовков отдельных текстов — «Супергуберна­тор», «Самарское начало. Владимир Артяков мо­жет стать вице-премьером в правительстве Пути­на» и заканчивая совсем странными текстами. К примеру, в федеральной версии «Комсомольской правды» появилось перепечатанное интервью экс-сенатора от Самарской области главы «ВБМ-групп» Андрея Ищука. Само интервью Ищук дал самарской газете «Репортер», оценивая ситуацию в области. В нем в том числе речь шла и об Артя­кове, деятельность которого Ищук оценил поло­жительно. Эти места из «Репортера» были акку­ратно собраны, превращены в отдельное ин­тервью и напечатаны. По информации СО, представители «ВБМ-групп» обратились в «Ком­сомольскую правду» с просьбой объяснить проис­ходящее, но не получили внятного ответа.
 
С учетом последних обстоятельств происходя­щие события, которые и ранее не соответствова­ли российской политической действительности, мнения столичных экспертов, объясняющих ак­тивность СМИ в отношении Артякова, резко из­менились. В большинстве своем опрошенные СО эксперты говорят о том, что вбросами о возмож­ном назначении Владимира Артякова теперь пы­таются воспользоваться в кампании, построен­ной по принципу «перехвалить». «Это называется захлопать, т.е. построить кампанию на основе настойчивого навязывания фигуры через СМИ. В кадровой системе времен Владимира Путина по­добные шаги никогда не приветствовались, а, напротив, вызывали отрицательную реакцию», — говорит владелец одного из московских PR-агентств.
 
Вспомнили про Титова
Если кампания против Артякова действительно ведется, то ее заказчик на­ходится скорее в Москве, нежели в Самаре.
 
Но так считают не все эксперты. «Разговоры об уходе Артякова из региона выгодны группам, которые ощущают себя проигравшими в связи с его назначением на пост гу­бернатора, — считает Виталий Иванов, вице-президент Центра политической конъюнкту­ры РФ. — К числу таковых можно отнести как бизнес-структуры, так и некоторых лиц из регионального отделения самарских единороссов. В общем, заинтересованными в та­ком PR-вбросе могут быть все те, кто проиграл от назначения Артякова. При вопросе о том, кому выгодна информация об уходе Артякова, сразу несколько политологов вспо­минают экс-губернатора Самарской области Константина Титова и его команду, остав­шуюся работать в регионе. «Такой PR-вброс может быть выгоден тем силам, которые стремятся продемонстрировать, что Владимир Артяков — явление временное», — отмеча­ет Глеб Кузнецов. «Титов уже делал заявления о том, что его политическая карьера еще выйдет на новый виток. И он продолжает интриговать», — отмечает Виталий Иванов. Правда, при этом эксперты не могут объяснить, какую выгоду от всего происходящего может получить собственно Константин Титов.
 
Некоторые к числу заинтересованных в появлении такой информации относят вра­гов Сергея Чемезова, к чьим креатурам относят Владимира Артякова. «Здесь использу­ется одна кадровая особенность работы Владимира Путина: засвеченное назначение, как правило, не сбывается, за очень редким исключением», — отмечает Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации.
 
Виталий ИВАНОВ,
вице-президент Центра политической конъюнктуры РФ
—  Такие разговоры выгодны группам, которые ощу­щают себя проигравшими в связи с его назначением на пост губернатора. Они заинтересованы в том, что­бы ситуацию переиграть. Чтобы игра началась заново и у них появился шанс что-то изменить. Я в свою оче­редь убежден, что сейчас Владимиру Артякову ждать назначения не стоит, его не для того ставили на такой сложный регион, чтобы меньше чем через год заб­рать. Это просто нелогично. Никаких итогов его дея­тельности еще нельзя подвести — пока рано. Одна из причин, по которым это может делаться, — что такой пиар воспримется федеральными властями как ход самого Артякова и испортит впечатление о нем: вроде как не успел еще поработать с регионом, а уже рабо­тает с федеральными СМИ.
 
Алексей МУХИН,
вице-президент, гендиректор Центра политической информации
— Такой вброс ин­формации о возмож­ном рекрутировании ряда губернаторов в федеральную испол­нительную власть идет повсеместно. Тюменский губернатор Владимир Якушев тоже активно ангажируется на какой-нибудь пост в администрацию президента. Идет речь о перемещении в исполнительную верти­каль Александра Хлопонина, губернатора Красноярс­кого края. Поэтому можно сказать, что это общая тен­денция. На самом деле такие информационные вбро­сы, как правило, делаются людьми, заинтересованны­ми в непривлечении данных людей к исполнительной вертикали. Ходила информация о том, что Сергей Чемезов планирует перевести Владимира Артякова в Москву на какую-нибудь ключевую должность. Не сек­рет, что Владимир Артяков является человеком, близ­ким к Чемезову. Поэтому подобный информационный слив идет от противников Чемезова.
 
Глеб КУЗНЕЦОВ,
заместитель руководителя ситуационного Центра фонда эффективной политики
— В первую очередь возникает мысль о Константине Титове и его команде. Вопрос причем может сводить­ся не только к тому, что Артяков уйдет, но и к тому, кто займет его место. На этом некоторые способны иг­рать, решая какие-то проблемы, набирая политичес­кие очки. Сейчас идут избирательные кампании в районах. Одно дело, когда все уверены: и партии, и администрации в том, что губернатор — это всерьез и надолго, другое — если все ждут, что в мае губернатор отправится в Москву. По другому сценарию игра идет, по-другому происходит мобилизация ресурсов. Нес­табильность и непредсказуемость ситуации в регионе дает определенному классу политиков возможность на этом играть