Россия начинается здесь

Кажется, в этом городе сошлись меридианы и широты смысловой географии нашей страны. Просто уже более тысячи лет его называют Домом  Святой Троицы. 
 
Псков. Сияющий золотыми куполами и белокаменными храмами, зовущий к себе колокольным звоном и распевами святых источников. На этой земле, благословенной духовными и воинскими подвигами предков, чувствуется дыхание Святой Руси.
Я приехала сюда на очередной семинар, организованный епархиальной паломнической службой «Вертоград». Ее руководителем является настоятель псковского храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова протоиерей Андрей Таскаев, одновременно курирующий и работу исторического отдела епархии. По благословению владыки, митрополита Евсевия, он ежегодно приглашает в Псков своих коллег со всей России и из-за рубежа для того, чтобы рассказать о православных святынях региона.
В этом году прибыло более сорока человек из Красноярска, Одессы, Риги, Екатеринбурга, Воронежа, Саратова и многих других городов… На три дня мы окунулись в совершенно уникальную, самобытную и в то же время родную, узнаваемую реальность православного мира Псковщины. 

Псков — Дом Бога
Наша первая остановка — у крепостных стен кремля на берегу реки Великой, откуда открывается живописный вид на окрестности, тесно связанные с историей основания Пскова. Отец Андрей указывает на возвышающийся над кремлевскими стенами величественный Троицкий собор: «Это древнейший храм во имя Святой Троицы на Руси».
Оказывается, именно здесь, на месте современного собора, княгиня Ольга, к тому времени уже христианка, увидела три светоносных луча, озаряющих с неба возвышение на месте слияния двух рек — Псковы и Великой. Она долго молилась и пророчески сказала, что «на этом месте град велик будет, славен и изобилен», а затем повелела поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. «После основания нашего Троицкого собора в течение нескольких веков на Руси не строили храмов в честь Пресвятой Троицы, — рассказывает отец Андрей. — Дело в том, что на Руси не было единой столицы, а духовной столицей, Домом Бога на земле считался именно Псков. Город так и называли — Дом Святой Троицы». 
Вся жизнь псковичей проходила у стен этого храма. Именно в нем они ставили на княжение князей, принимали послов, в его «сенях» хранилась казна города, судная и другие важнейшие грамоты. У соборных стен собиралось Псковское вече, а в период войн боевым мечом «препоясывались» князья и посадники, защищавшие город. Все псковичи твердо верили, что все благое для них совершается «милостию и помощию Святой Троицы», и любое свое дело они начинали с молитвы к Богу.
Даже торговля шла у псковичей особым образом. Продавцы считали нескромным оценивать свой товар, поэтому они предлагали покупателям самим назначать цену. А покупатели, стоя у Дома Божия, также не могли обмануть и назначить слишком малую стоимость. Вот так, по совести, торговали в Пскове. Поэтому у них и слово «Торг» писалось с большой буквы.      

В Троицком храме
И вот мы поднимаемся по высокой лестнице Свято-Троицкого кафедрального собора. Двухэтажный пятиглавый храм высотой более семидесяти метров построен в конце XVII века и является уже четвертым по счету. Он собрал под своими сводами многие святыни Псковской земли.
Отец Андрей подводит нас к образу Божией Матери «Чирская». В летописях есть свидетельства, что в 1420 году во время свирепствовавшей на Псковщине моровой язвы из очей Богоматери три дня текли слезы. Происходило это в тот самый момент, когда образ крестным ходом переносили в собор.
Другой чудотворный образ Божией Матери — «Псково-Покровская». В 1581 году во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория старцу Покровского мужского монастыря Дорофею было видение Пресвятой Богородицы. После чего вражеские войска бежали от стен города. По этому событию и была написана знаменитая икона. Семь лет назад чудотворный образ был возвращен из Германии, где оказался после Великой Отечественной войны. 
Мое внимание привлекает массивная рака, в которой находятся святые мощи псковских святых: блаженного Николая, благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.
Юродивый Николай когда-то избавил Псков от разорения опричниками Ивана Грозного. Когда царь разгромил и сжег дотла Великий Новгород, то устремился с тем же намерением и в Псков, заподозрив его в измене. Навстречу царю, холодея от страха, с иконами и хлебом-солью вышли псковичи. Но всех опередил юродивый Николка. Он выехал к царю верхом на палочке и заголосил: «Иванушка! Иванушка! Покушай лучше хлеба-соли, а не христианской крови!» Свирепый царь не мог схватить дерзеца, потому как тот внезапно стал невидимым.  Пораженный Иван Грозный пощадил псковичей и прошел на службу в Троицкий собор. А затем отправился к юродивому в дом. Николка предложил угощение — кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — заявил царь. «Ты кровь человеческую пьешь», — глядя царю в глаза, сказал блаженный. Так смелость Николки спасла город от гибели.
Отец Андрей рассказывает и о двух других святых, к чьим мощам мы тихо и с благоговением поклонились: «Князь Всеволод-Гавриил всего восемь месяцев успел покняжить в Пскове — его внезапная смерть повергла горожан в глубокую печаль. Они так полюбили своего молодого князя, что после его кончины более пятидесяти лет приходили к его могиле и обращались к нему как к живому. Другой князь, Довмонт-Тимофей, служил псковичам 33 года. В минуты опасности он призывал: «Постоим за Святую Троицу, за святые церкви, за свое Отечество!»
Вот что значит быть с Богом: псковичи выбирали своих князей в доме Божием, и те правили с христианской любовью, а по смерти были прославлены в лике святых.

Духовный щит
Покинув Троицкий собор, мы поднимаемся на соборную колокольню. Каменные, покрытые многовековой пылью ступени так высоки, что для каждого шага нужно прилагать усилия. Сколько же приходится в день набегаться звонарям!
Зато дивная радость охватывает, когда, поднявшись на колокольню, видишь город как на ладони: Запсковье, Завеличье, древний Мирожский монастырь, десятки храмов… Перед нами открывается  вся история Древнего Пскова.
Особенно много церковных куполов мы видим за рекой Великой. Батюшка поясняет: «Псков издревле окружали не только военные крепости, защищавшие город, но и святые обители, в которых постоянно возносилась молитва. Эти монастыри, как видите, стояли на противоположном берегу от Кремля, и их было очень много. Они являлись своеобразным духовным щитом Пскова. Кстати, отсюда, думается, и берет название река Великая — ведь вдоль ее берега прошло великое разделение на Запад и православный Восток».
Колокола молчат. А нам так и хочется ударить в массивный благовест, но нельзя…
Глядя на купола, я представляю как звонко здесь на Пасху, на Светлую Седмицу, когда над городом переливаются колокола, славящие Дом Святой Троицы, Бога!