Танки под водой
В Тольятти вернулась экспедиция «Холодные волны 43-го» клуба подводной деятельности «НЕПТУН-ПРО».
Двадцатая по счету экспедиция клуба была организована в честь празднования 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а посвящена Южноозереевскому десанту, проводившемуся советским командованием в феврале 1943 года. Напомним, в нынешнем году тольяттинский клуб стал лауреатом фестиваля «Золотой дельфин». Кульминацией престижного московского форума стало вручение II российской национальной премии «Подводный мир». Вручение премии, учрежденной Конфедерацией подводной деятельности России (КПДР), проводится под эгидой морской коллегии при правительстве России при поддержке комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. В итоге «НЕПТУН-ПРО» был удостоен звания лауреата в номинации «Лучший клуб подводного плавания России».
Кроме того, тольяттинские подводные археологи были отмечены за активную работу по развитию подводной деятельности и рекреационного дайвинга России. Решением бюро президиума КПДР председатель клуба Станислав Долгов награжден медалью «За вклад в подводную деятельность» и принят в ряды конфедерации. Такой же медалью за работу над справочником «Затонувшие суда Черного и Азовского морей» награжден и член клуба Александр Ёлкин.
Этой весной работы проводились на акватории Черного моря возле поселка Южная Озереевка близ Новороссийска. 20 дайверов (а всего участников было 33) из Тольятти, Москвы, Сочи, Адлера, Геленджика, Краснодара, Москвы, Сызрани и Санкт-Петербурга ныряли девять дней подряд. Погода была великолепной. А в один из дней вся страна могла наблюдать за ходом экспедиции — прямые включения оттуда вел «Первый канал». Прежде чем перейти к разговору с председателем клуба Станиславом Долговым, вспомним, какие события послужили темой исследования.
Историческая справка
Цель десанта — захватить плацдарм в районе Южной Озерейки (ныне Южная Озерееевка) и продолжить наступление на Новороссийск, освободить его и в дальнейшем, развивая наступление на запад, освободить Таманский полуостров, тем самым завершив битву за Кавказ.
С самого начала операция пошла не по плану. Было задержано время начала высадки. Из-за шторма нарушился порядок высадки войск. Не были подавлены огневые средства противника. Большая часть десантных кораблей погибла, не пристав к берегу. Но все же наступление развилось, и моряки-десантники глубоко продвинулись вглубь обороны противника. В десанте принимал участие 563-й отдельный танковый батальон. Это 30 танков М3А1 «Стюарт» американского производства, поставлявшихся нам по ленд-лизу. Большая часть была потоплена вместе с «болиндерами», на которых они транспортировались к месту высадки, несколько машин было уничтожено на берегу. В результате в строю осталось всего восемь танков, которые, продолжив наступление, еще сутки сражались с превосходящими силами противника.
Десант, оказавшись в тылу у немцев и румын, тем не менее с нашей стороны подкрепления и поддержки не получил, так как командование заранее посчитало его погибшим. Однако «заживо похороненные» моряки и танкисты продолжали яростно сражаться еще целые сутки. Хотя наша авиация и докладывала об этом, для снабжения окруженных не было принято никаких мер. К этому моменту командования фронта и флота уже приняли решение о переносе направления удара через плацдарм, занятый демонстративным десантом в районе Мысхако — Станички (небезызвестная «Малая Земля»), и не желали тратить на снабжение окруженных даже малой толики сил и средств.
Теснимые со всех сторон, не имея боеприпасов, десантники несли огромные потери. У оставшихся танков кончились снаряды, и две последние машины, у которых боезапас оставался только к пулеметам, были выделены для обороны блиндажей с ранеными. Вскоре противник сжег и их. К исходу суток лишь около сотни десантников могли еще держать в руках оружие. Общие же потери десанта, по разным данным, составили около двух тысяч человек. Только 30-ти десантникам удалось в итоге выйти к своим. Среди вернувшихся не было ни одного танкиста…
— Какие задачи стояли перед экспедицией?
— Основной задачей стало обследование района высадки десанта. В акватории Южной Озереевки кроме десантных высадочных средств на дне находятся обломки танков. После окончания войны уже было поднято несколько фрагментов танков. Наша задача — найти, идентифицировать объект, установить принадлежность к тому или иному плавсредству или вооружению. Подъем же на поверхность любого артефакта, по сути, запрещен, но если он не представляет большой археологической ценности и даст впоследствии возможность установить принадлежность находки, то такую возможность мы используем.
— Какие местные организации курировали работы?
— Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края и Черноморско-Азовское пограничное управление береговой охраны ФСБ России. Они дали разрешение на работы в акватории Южной Озереевки и Цемесской бухты.
— Какие были сделаны находки и открытия? Куда они были переданы?
— Были подняты: фрагмент лобовой части танка «Стюарт» с двумя смотровыми люками с триплексами (смотровыми щелями); фрагменты трансмиссии (ходовой части); боковой смотровой люк от башни танка и множество мелких находок — вероятнее всего, части двигателя танка и его оборудования. Найден фрагмент носовой аппарели «болиндера» с лебедкой, множество гильз и осколков.
Находки, поднятые со дна моря, передаются мемориалу и музеям Краснодарского края, открытой экспозиции города Новороссийска, где бережно восстанавливаются события тех героических дней, призывая современников отдать дань памяти героям. У нас в городе часть из них периодически выставляется на Дне туризма, в школах города. В учебных заведениях проводятся Уроки памяти. В настоящее время у клуба нет своего музея и постоянной экспозиции. Сейчас мы планируем выйти с предложением к руководству города о предоставлении помещения под Музей войны и клуба «НЕПТУН-ПРО».
— Какие были трудности в вашей работе?
— Нам нельзя было проходить по морю на лодках мимо Каспийского транспортного консорциума — это терминал по перекачке нефти на танкеры. Приходилось перевозить лодки и снаряжение на машинах посуху. Времени на это убили уйму.
— Каким образом на вас вышел «Первый канал» и как проходили прямые включения?
— Телевизионщики следят за нашим сайтом (www.neptun-pro.narod.ru. — Прим. авт.). Они связались со мной по телефону и приехали. Сюжет вышел 4 мая, его увидели на телеканале «Россия» и тоже прилетели. Еще с нами в экспедиции работали главный редактор московского журнала «Предельная глубина» Игорь Зайцев и его ответственный секретарь Галина Ершова — сейчас они готовят журнальный репортаж.
— Была информация, что вы нашли остов парусно-моторной шхуны «Рица», погибшей при высадке десанта на Малую землю в 1943 году. Так ли это на самом деле?
— Это одна из легенд, причем послевоенных. Шхуна «Рица» участвовала в десанте на Малую землю, и ее действительно упоминал Леонид Брежнев в своих воспоминаниях. Но, по архивным данным, она подорвалась на мине в районе Архипо-Осиповки, а не там, где мы работали.
— Планируете ли еще экспедиции в это место?
— Зарекаться не стану, все очень часто возвращается на круги своя.
— Состоится ли анонсированная традиционная летняя экспедиция на мыс Тузла, ведь в Керченском проливе недавно затонули танкеры и суда с грузом серы?
— Собираемся проводить. Цель — обследование ранее найденных бронекатеров СКА-055 и БКА-73, а также обследование штурмовика ИЛ-2 в районе рифа Тузла. Думаю выйти с предложением к Самарскому авиазаводу — именно там в годы войны выпускались штурмовики ИЛ-2. Но сейчас в районе предполагаемых работ на дне имеется мазут, до сей поры там отмывают птиц — собрали пока лишь десятую часть. Вероятность, что море очистится до экспедиции, ничтожно мала. Местные экологи по секрету сказали, что этот район будет ТАКИМ еще лет десять! Но мы прорабатываем запасной вариант — мыс Утриш, там мы уже недавно были.
— У вас в экспедициях часто случаются курьезы, иногда довольно грустные, иногда наоборот — ничего подобного в этот раз не было?
— В этом году (смеется) меня под автоматами «взяли в плен» пограничники с той «утришской» заставы. Мы уже надели снаряжение — представьте, меня везли в «сухаче» (сухой, полностью герметичный гидрокостюм. — Прим. авт.) в 26-градусную жару! А ведь мы просто переходили на лодках по морю, а сообщение с одной заставы на другую пришло с запозданием! Когда меня доставили к начальнику заставы, все уже было улажено. Мы даже подружились и получили договоренность о возможном базировании следующей экспедиции в районе этой погранзаставы.
На этом наш разговор закончился. В ближайших планах клуба — традиционное погружение в затопленный Ставрополь-на-Волге в День города, тщательный анализ находок, работа с архивами и подготовка к августовской экспедиции