Выдь на Волгу — чей стон раздается?

Известно чей! Это из Тольятти, пугая чаек, доносятся стенания оптимизируемых педагогов и родителей. Да такие, что бурлаки отдыхают.

Летнее наступление на родителей
Прошло чуть больше недели с того памятного дня, когда ее «обрадовали» новостью о грядущей оптимизации. За эти дни мало что изменилось. Департаменту образования добавить к сказанному нечего. Реструктуризируем и точка.  Никакой альтернативы школе там, похоже, предложить не собираются. Да и зачем, если мэром, явно не успевшим войти в курс дела, подписано постановление № 1102-1/п от 23 мая? Ирине Кочукиной удалось сделать то, чего Елена Еремина так и не смогла добиться от бывшего мэра.
Николай Уткин прекрасно понимал, что вольное обращение со статусом образовательного заведения может обернуться иском. Ведь никого не вводит в заблуждение маскировка закрытия школ терминами «присоединение» и «оптимизация». План мероприятий, вместе с постановлением доступный каждому на сайте мэрии, четко указывает, что за лето такое «присоединение» ждет еще школы № 23, 70, 43, прогимназию № 132 и гимназию № 39.
Школы № 78 и № 46 просто закрывают. И создают «изолированные подразделения для обучения детей на 1 ступени обучения». То есть тот самый пресловутый «проект Титова — Когана», активно проталкиваемый Ереминой в 2003 году, против которого дружно встали родители всего города. Шум тогда был до самой Москвы, тысячи подписей собрали под обращением к президенту. Срочно пришлось нашим реформаторам объявлять свой возмутительный проект теоретическим научным исследованием и прятать выделение старшей ступени за профильным обучением.
Тогда главный образованец области Ефим Коган, взяв на развал школы 16,8 миллиона долларов кредита от ЕБРР, смело признавал, что условия получения денег изменены быть не могут, а значит верные его последователи школы все равно разделят. Они и делят. Вот только знал ли Анатолий Пушков, какую медвежью услугу оказывает ему департамент образования, подложив на подпись свой «план Барбаросса»? Как бы то ни было, летнее наступление на родителей началось.
Надо отдать должное чиновникам, опыта у них стало больше. Все сомнительные новшества они озвучивают вплотную к каникулам (в 65-й школе собрание прошло 30 мая), чтобы не было возможности оказать противодействие. Да и решением учредителя школ в этот раз подстраховались. Но только родители и педагоги считают иначе.
Они уже успели побывать у заместителя мэра Сергея Ботова, который, правда, ничего конкретного не сказал, но пообещал разобраться. Проводятся консультации с юристами, готовится ряд обращений в министерства и органы прокуратуры. Может, увидим и иски в суд. Родители тоже кое-чему научились, кажется, в этот раз их заболтать бесполезными думскими слушаниями не удастся.
Но вернемся к школе № 65. Может быть, Ирина Кочукина права и в школе на самом деле и педагоги слабые, и уровень преподавания оставляет желать лучшего? Может, правда ее лучше закрыть? Опыт общения с руководителями департамента учит, что в период «реструктуризаций» доверять им может только человек, наивностью граничащий с умственной неполноценностью, но мы попробуем поверить. Но проверить.
Для начала разберемся с наполняемостью классов. Родителям 65-й школы предлагают перевести детей в близлежащие школы № 63 и 20. В 2006-2007 году, по данным самого департамента, в 63-й обучалось 799 детей при проектной мощности, рассчитанной на 735, а в 20-й школе — 1392 ребенка при расчете на 800. Налицо явная перегруженность. Здравый смысл подсказывает — нужно планировать перевод лишних детей (а их почти 500 человек) в 65-ю, где учится 371 вместо 735. Но в этом случае самому департаменту образования и всем арендаторам, занимающим половину здания школы, придется паковать чемоданы. Чиновники решают проще — детей долой, набить классы в 20-й и 63-й под завязку!
По нашим данным, в 65-й школе 36 процентов учителей имеют высшую педагогическую категорию (14 разряд) и 24 процента — первую категорию (13 разряд). То есть можно смело сказать, что 60 процентов преподавательского состава являются высококвалифицированными работниками. И настоящими, в отличие от чиновников департамента, педагогами. Именно поэтому их не смущает невысокая оплата и школу свою они хотят сохранить.
Тезис о преклонном возрасте коллектива тоже сомнителен. 52 процента работающих — люди в возрасте до 40 лет, в школе преподают ее бывшие выпускники, а это хорошая традиция. Да и как можно сегодня ополчаться на пенсионеров, когда на самом высоком государственном уровне звучат призывы использовать их опыт и навыки. Страна, после реформ теряющая специалистов, не может позволить себе роскошь разбрасываться теми педагогами, кто еще помнит, как нужно работать, имеет понятия о долге и профессиональной чести, а не только умеет конкурировать.
Даже если не принимать во внимание, что 65-я школа носит имя своего выпускника, погибшего солдата Александра Ануфриева, и в ней действует музей боевой славы, на наш взгляд, закрытия она не заслуживает. Но если учесть этот факт, а также вспомнить о провозглашенном  нашим государством курсе на патриотическое, нравственное воспитание молодежи, если посчитать все доклады, которые городские образованцы прочли о своих успехах на поприще воспитания патриотов, то… Лет 60 назад вручили бы нашим чиновникам от образования кайло в руки вместе с путевкой в прохладные районы страны. А теперь что ж, остается только развести руками и посетовать на приступ маразма.

Культурная реструктуризация
Департамент образования не один «страдает» от вредных родителей. Достается и департаменту культуры, запустившему новшество в своих школах искусств пару лет назад и уже накопившему печальный опыт. Вот бы чиновникам собраться вместе, пообщаться, выявить моменты, раздражающие родителей и педагогов, постараться их исправить и в будущем не повторять. Так нет, те же проблемы, те же грабли. По-другому и быть не может, если цели всех этих «слияний и закрытий» ушли далеко от педагогики и крутятся где-то возле мутной речки под названием «финансовый поток».
История «культурного» конфликта такова. В 2007 году детские школы искусств (ДШИ) № 3 и № 6 (пятый квартал Автозаводского района) присоединяют к ДШИ имени Свиридова (15 квартал). Третья и шестая ДШИ уже были объединены в 2006 году. Директором этого «сплава» назначается Владимир Чараев, руководитель школы искусств при Тольяттинском институте искусств (ТИИ). Все проводится в целях «совершенствования внутренней структуры учреждений, оптимизации деятельности, эффективного использования ресурсов», ну и так далее. Не будем утомляться — это стандартный набор фраз, известный нам по документам департамента образования. В декабре 2007 года исполняющий обязанности мэра Владимир Иванов подписывает распоряжение о присоединении этого образования к ТИИ, находящемуся в Центральном районе.
Что получилось в итоге, уже догадались? Конечно же письма и обращения во все инстанции. На что жалобы? А как вы себе представляете школу, имеющую корпуса в разных районах города? Даже езда между пятым и пятнадцатым кварталом раздражала учеников и родителей, срывала процесс обучения. Чтобы попасть на сводные репетиции, детям приходилось в любую погоду выстаивать на остановках. Какие уж тут здоровьесберегающие технологии!
Собрали в кучу три учебных заведения, и количество учащихся уменьшилось. Волевыми указаниями набор на некоторые специальности и отделения был лимитирован — попросту закрыт. Часы учебного плана сократились, стали уходить основные работники. «Эффективное использование ресурсов» вылилось в то, что сразу определилась «периферия» — те корпуса, к которым средства попадают в последнюю очередь, если попадают вообще. Обиженные реорганизацией структуры остались без капремонта. Раньше в распоряжении школ было три автомобиля, теперь в эксплуатации только один.
Все эти факты были не раз изложены в жалобах профкома и родителей. Приходили проверки из департамента культуры, которые почему-то не проверяли их достоверность, а искали недостатки в работе «жалобщиков». В последнем обращении родители требуют остановить процесс неразумных присоединений и, если чиновникам позарез нужно что-то объединить, остановиться хотя бы на ДШИ № 3 и № 6 — те хоть в одном квартале находятся.

Беспокойное наследство
Вывод из всего этого можно сделать только один. Новой городской власти вместе со старым руководством департаментов достался клубок серьезных проблем. И предстоят нелегкие решения: либо радикально рубить этот гордиев узел, либо распутывать, лавируя между протоптанными к кормушкам чиновничьими тропками и канавами судебных разбирательств. Да, еще один вывод забыл. Кажется, чиновники нашего городского образования, как общего, так и художественного, успешно обучать могут только сирот. Детей с родителями как-то не получается.