Будущее нефти
Большинство исследователей ныне сходятся в том, что объемы мирового производства нефти уже в скором времени достигнут своего максимума, после чего начнут снижаться. Это грозит мировой экономике, базирующейся на углеводородном топливе, серьезными потрясениями. Подобные тревожные прогнозы обнародовались неоднократно.
Последний доклад такого рода был опубликован Международным Энергетическим АгентствомInternational Energy Agency, которое считается одним из наиболее серьезных и уважаемых структур, занимающихся сбором и анализом информации. Агентство проанализировало ситуацию с нефтяными месторождениями и сделало тревожный вывод: мировые запасы нефти истощаются — скважины скоро начнут показывать дно.
Однако проблема заключается в том, что реальные данные такого рода не известны никому. Основные игроки на нефтяном рынке не стремятся обнародовать точную информацию. Логика здесь достаточно простая. Так, например, сообщение о том, что нефтяные поля какой-либо страны истощаются, неизбежно приводит к панике и росту цен на нефть. В свою очередь, сообщение нефтяной компании о том, что на принадлежащих ей участках обнаружены значительные запасы «черного золота», приводит к росту курсов ее акций.
Ричард ПайкRichard Pike, президент Королевского Химического ОбществаRoyal Society of Chemistry, в 2007 году опубликовал статью в журнале Petroleum Review, где заявил, что нефтяные компании занижают объемы нефти, содержащейся в их месторождениях, по меньшей мере, на 50%. По его мнению, это связано как с недостатками математических моделей подсчета количества нефти, так и с интересами бизнеса, а иногда политики.
Поэтому точный анализ мировой обстановки на сегодняшний день невозможен. Ирак недавно объявил, что в его недрах находится до 350 млрд. баррелей нефти — это в три раза больше, чем в ныне разрабатываемых месторождениях. Цифра в 350 млрд. поистине колоссальна — если она соответствует действительности, то у Ирака больше нефти, чем у Саудовской Аравии. Однако, насколько эта цифра соответствует действительности, установить невозможно: на всей территории Ирака было пробурено около 2 тыс. разведывательных скважин — для сравнения, в Техасе — более 1 млн.
Показательная эпопея анализов ситуации с нефтяными полями Гхавар, расположенными в Саудовской Аравии. Это крупнейшее в мире нефтяное месторождение, в котором содержится около 7% мировой нефти. Гхавар разрабатывается с 1951 года. Далее начинается набор загадок. Известно, что с 2005 года в Саудовской Аравии производство нефти сокращается, в то же время, за период с 2004 по 2007 год количество используемых скважин утроилось. Некоторые аналитики утверждают, что саудиты используют больше скважин, чтобы компенсировать снижение объемов производства в Гхаваре. Другие доказывают, что это мудрый маркетинговый ход: с ростом цен на нефть саудиты консервируют наиболее производительные скважины в Гхаваре и разрабатывают меньшие и, следовательно, более дорогие месторождения.
Чтобы увеличить добычу нефти, саудиты подкачивают воду в скважины. Некоторые эксперты утверждают, что в северной части Гхавара доля воды увеличилась с 20% в 1940-е годы до 50% ныне. Следовательно, месторождение истощается. Консалтинговая фирма Sanford Bernstein проанализировала спутниковые изображения Гхавара, чтобы найти провалы почвы — признак того, что месторождение истощено и в скважину залита вода. Провалов обнаружено не было, напротив, в некоторых районах было отмечено некоторое «вздутие». Этот анализ также был подвергнут критике и назван «ненаучным».
Год назад консалтинговая фирма Cambridge Energy Research Associates опубликовала доклад, согласно которому мировые запасы нефти намного больше, чем предполагают пессимисты. По оценкам ОПЕК, запасов нефти, имеющихся у государств-членов этой организации, хватит на 80 лет, запасы иных нефтепроизводящих государств иссякнут через 30 лет. Cambridge Energy Research Associates утверждает, что реальные запасы нефти, как минимум, на 3.74 трлн. баррелей больше. При нынешнем уровне потребления этого количества нефти хватит на 122 года.
Эксперты Cambridge Energy Research Associates отмечают, что, как минимум, в пятый раз человечество пребывает в убеждении, что нефтяные скважины иссякают. История показывает, что многие ультрапессимистические, впрочем, как и ультраоптимистические прогнозы экспертов в большинстве случаев не сбывались. В 1875 году на свет появился первый подобный прогноз относительно мировых запасов нефти. Его сделал Джон НьюберриJohn Newberry, главный геолог штата Огайо, который заявил, что мировые запасы нефти подходят к концу. В 1880-е годы топ-менеджер крупнейшей на тот момент нефтяной компании мира Standard Oil продал принадлежавшие ему акции компании, поскольку пришел к выводу, что нефть заканчивается.
Пессимисты получили новые аргументы во время Второй Мировой войны, когда многие боевые операции проводились с целью получения контроля за месторождениями черного золота. Тогда многие скважины были уничтожены или приведены в негодность, во многих, в том числе и в нефтедобывающих, государствах мира наблюдался хронический дефицит топлива. В результате, появилось достаточно много публикаций, авторы которых доказывали, что мировые запасы нефти — на грани истощения, поскольку, буквально, всю нефть используют прожорливые армии и флоты.
В 1973 году аналитик Госдепартамента СШАState Department Джеймс АкинсJames Akins опубликовал книгу «Нефтяной Кризис: Время Работает Против Нас»The Oil Crisis: The Time is Wolf is Here, в которой также делал весьма пессимистичный прогноз о количестве нефтяных запасов в мире. Подобные мысли буквально носились в воздухе после введения арабскими государствами-экспортерами нефти эмбарго на поставку «черного золота» США и иным странам Запада, поддержавшим Израиль.
В 1975 году исследовательский центр The Club of Rome выступил с заявлением, что человечество достигнет пика добычи в 2003 году. В 1979 году президент США Джимми КартерJimmy Carter, основываясь на прогнозах ЦРУCIA, заявил, что нефтяные скважины во всем мире «показали дно». Колин КэмпбеллColin J. Campbell, автор книги «Надвигающийся Нефтяной Кризис»The Coming Oil Crisis, вышедшей в 2003 году, доказывает, что пик периода открытия новых нефтяных полей был достигнут в 1960-е годы. С тех пор человечество использует больше нефти, чем вновь открывает. Этот и ряд других подобных факторов, по мнению Кэмпбелла, доказывают, что мир медленно, но верно движется к колоссальному нефтяному кризису.
В том же 2003 году в Великобритании был опубликован доклад, авторами которого были руководители крупнейших энергетических компаний, таких как British Gas, BP и Royal Dutch Shell. Выводы доклада были следующими: нефть в мире закончится в 2030-е годы, природный газ — примерно в 2055 году, а уголь — к концу 21 столетия.
По данным исследования, проведенного компанией British Petroleum в 2004 году, нефтяные запасы Канады, Вьетнама, Великобритании, Норвегии и США могут иссякнуть уже через несколько лет, России — через десять, Казахстана — через четверть века и т.д. По данным Американского Института НефтиAmerican Petroleum Institute (прогноз был опубликован в 2005 году), 95% доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в течение ближайшие 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет.
Однако прогнозы достаточно часто оказывались далеки от реальности. По данным профессора Майкла АделманаMikle Adelman, сотрудника Массачусетского Технологического ИнститутаMassachusetts Institute of Technology, в 1970-м году разведанные нефтяные резервы стран Организации Государств Экспортеров Нефти (ОПЕК) оценивались в 412 млрд. баррелей. К 2003 году они добыли 307 млрд. баррелей, а их разведанные резервы оцениваются в 819 млрд. Тогда же государствам — не членам ОПЕК принадлежало около 200 млрд. баррелей нефти. Однако в последующие 33 года они произвели 460 млрд., а их резервы ныне оцениваются в 209 млрд. Аделман считает, что ошибки в прогнозах объясняются недостатком имеющихся знаний и разработкой новых технологий, позволяющих добывать нефть из ранее недоступных глубин.
Центр Стратегических и Международных ИсследованийCenter for Strategic and International Studies опубликовал доклад, где делается следующий вывод: «запасы нефти и газа в мире не подходят к концу, они просто становятся менее доступными». Причем, «имеющиеся высокие цены на нефть являются справедливыми, и человечество рано или поздно адаптируется к ним». При этом «будущее настолько неопределенно, что его практически невозможно планировать»