Рост социального протеста укрепит оппозицию
В течение последних лет уровень доверия к правящей власти неизменно рос, чему во многом способствовала благоприятная экономическая конъюнктура. Однако мировой финансовый кризис, негативно отразившийся и на России, поставил под сомнения большинство планов развития государства, что в результате может негативно отразиться на уровне доверия населения к действующей власти.
По прогнозам члена бюро объединенного демократического движения «Солидарность» Бориса Немцова, 2009 год будет годом социального протеста в связи с увеличением числа безработных до 10 млн., падением реальных доходов населения более чем на 10% и ростом количества бедных: «Люди на своих бытовых примерах почувствуют все прелести «путинизма», и социальный протест будет расти. Перерастет ли он в политический — не уверен. Резервов, которые есть у власти, хватает на 2009 год и половину 2010 года. И хотя у них фантастический дефицит бюджета, более 100 млрд. долларов, тем не менее, резервов больше 200. Они, конечно, будут творить глупости, раздавать деньги своим приближенным, но запас прочности у них гарантирован на год».
Руководитель юридической службы ЦК КПРФ, депутат ГД Вадим Соловьев полагает, что граждане потенциально готовы сейчас поддержать и проголосовать за оппозицию. Регулярная смена правящих и оппозиционных партий — неотъемлемое свойство современного цивилизованного государства, уверен член федерального политсовета партии «Правое дело» Борис Надеждин: «Страны, в которых жесткие режимы, вырождаются и становятся непригодны для жизни людей, а те страны, в которых есть публичная политика и власть меняется по итогам выборов, демонстрируют более приличный образ жизни».
Оппозиция не просто должна критиковать, а обязана предлагать свои варианты выхода из кризиса, то есть необходимо иметь позитивную программу, считает г-н Немцов: «Первое, мы предлагаем — прекратить помощь олигархам. Второе — помощь сконцентрировать на малом и среднем бизнесе и гражданах. Кроме того, мы считаем, что надо отказаться от безумных и разрушительных для страны мер, таких как подъем импортных пошлин на автомобили. Просто немедленно их отменить, чтобы у нас Дальневосточная республика не возникла, в конце концов. Вместо этого лучше стимулировать внутренний спрос гарантиями по автокредитам. Также прекратить выбрасывать деньги на ветер, поддерживая курс рубля».
Система «сдержек и противовесов» в существующей политической системе в России пока не сформировалась, уверены эксперты. По мнению г-на Соловьева, большинство «оппозиционных» партий созданы при поддержке и по разработке кремлевских PR-технологов, отрабатывающих эту нишу с позиции партии власти: «Чтобы действительно ситуация изменилась, к власти должна прийти реальная оппозиция, которая получит большинство голосов. Сегодня среди тех политических партий, которые еще остались в РФ, оппозиционными, неподконтрольными Кремлю, и которые имеют шансы на поддержку избирателей, являются две партии — это КПРФ и Политическая партия «Яблоко»».
Появлению сильной оппозиции в России мешают несовершенство законодательства и политическая практика, максимально препятствующая формированию независимых политических партий, полагает сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман: «В современной России нет многопартийной системы. Ведь для того, чтобы была оппозиция, должна быть реальная многопартийность, для того, чтобы была многопартийность — нужно отказаться от «драконовских» законов по выборам, нужно усилить общественный контроль за выборами, нужны независимые суды, которые будут карать за нарушения законов о выборах, нужна независимая пресса, которая будет следить за чистотой выборов. То есть, нужны политические реформы».