Дмитлаг и строительство канала Москва-Волга
В 1932 г. началось строительство канала Москва-Волга, однако работы велись недостаточно высокими темпами. Поэтому стройка была передана Главному управлению лагерей (ГУЛАГ ОГПУ). Так в стране возникла новая крупная лагерная структура — Дмитровский лагерь, или Дмитлаг.
В отношении снабжения, питания и общего статуса «спецконтингента» – ЗеКа (сокращение от официального «Заключенный каналоармеец) положение Дмитлага, по сравнению со всеми прочими лагерными структурами, можно было считать привилегированным. «Здесь и баланда варилась питательнее, и спецодежду выдавали лучшего качества, – вспоминал С.М. Голицын. – В Дмитлаге, кажется, не было столь страшных ужасов, как в Воркуте, на Колыме, в других лагерях. Здешние зеки не выглядели изможденными доходягами».
Руководителем Дмитлага, Семеном Фириным, была выдвинута идея «перековки» контингента ЗеКа: ударный труд должен был обязательно сочетаться с культурно-воспитательной работой. Заключенные в «добровольно-принудительном» порядке обучались в созданных здесь же, в Дмитлаге, ликбезах, начальных школах, на различных курсах. В качестве учителей привлекали известных специалистов, обычно из состава самого «спецконтингента». Существовала и обширная собственная пресса: в Дмитлаге выходило около полусотни периодических печатных изданий в виде журналов и газет, причем многие из них издавались на национальных языках тех или иных этнических групп заключенных. К работе в местной периодике привлекалось много профессиональных журналистов. Всячески приветствовалось самостоятельное творчество «зеков»: они сочиняли стихи и песни, рисовали плакаты, участвовали в деятельности оркестров, многочисленных агитбригад, спортивных секций и команд. Данная работа приветствовалась крупными отечественными деятелями искусства и литературы. Так, считавшийся в то время фигурой №1 в литературном мире СССР, личный друг В.И.Ленина «пролетарский» писатель А. М. Горький трижды посетил Дмитров, где выступал перед каналоармейцами. Им же был выдвинут и ставший официальным лозунг «перековки»: «Потопим прошлое на дне канала!».
К началу весны 1937 г. строительство канала Москва-Волга было завершено. Все возведенные объекты, спроектированные профессионалами высочайшего класса, отличались как исключительной долговечностью, так и вычурным изяществом архитектурных форм. Наиболее оригинальным сооружением стал шлюз № 3 близ Яхромы, башенки которого украшали позолоченные макеты каравелл Колумба – своеобразный символ первооткрывателей.
23 марта 1937 г. Эта дата стала для канала исторической, будучи ознаменована принятием на правительственном уровне решения об «остановке Волги»: началось наполнение канала водой великой русской реки. Медленно и величаво, один за другим, опускались массивные стальные щиты – ворота шлюзов. Течение Волги на целых три минуты было полностью приостановлено, после чего щиты приподнялись на четверть метра. Спустя 13 суток Иваньковское водохранилище, а затем и все русло канала, были заполнены. 22 апреля канал почтил своим посещением «вождь народов» И.В. Сталин, которым лично были осмотрены шлюзы № 3 и №4. А в первые дни мая 1937 г. впервые прошли по каналу от реки Волги до реки Москвы нарядно украшенные волжские пароходы.
Однако далеко не все было столь радужно, как сообщалось в официальных СМИ. Не обошлось, совершенно в духе тех лет, и без «вредительства». В рамках специально сфабрикованного уголовного дела были подвергнуты аресту, а затем скорому суда и расстрелу многие представители руководящей верхушки строительства. Что же касается простых ЗеКа, то около 50 тысяч из них были в награду за самоотверженный труд досрочно освобождены. И все же подавляющее большинство «спецконтингента» для дальнейшей «перековки» было направлено на иные, нуждающиеся в использовании бесплатной рабсилы «стройки коммунизма». В 1938 году Дмитлаг был окончательно расформирован.
Канал Москва-Волга – сооружение уникальное, как по своему гигантскому масштабу, так и по использованию в процессе строительных работ многих новейших по тем временам технологий. За счет наличия системы из 11 шлюзов, оборудованных мощнейшими пропеллерными насосами для принудительной перекачки воды, волжская вода смогла преодолеть барьер высоких холмов Клинско-Дмитровской гряды. Все механизмы, приводимые в действие электродвигателями, работали в составе единого комплекса: управление ими осуществлялось централизованно, с одного инженерно-диспетчерского пульта. С 1947 г., канал, не имеющий до этого собственного названия, стал, в связи с 800-летием столицы России и СССР, именоваться каналом имени Москвы.