Юрий Целиков: пусть Путин снизит зарплату топ-менеджеров ВАЗа до президентской
Для Волжского автозавода минувший год был стабильным: хороший спрос на продукцию (несмотря на окончание программы утилизации старых машин), юбилейные празднества, очередной визит Путина, прокатившегося на новой «Гранте». Так что, если не брать в расчет недовольство рабочих низкими по сравнению с ростом цен зарплатами (а об этом почему-то в последнее время говорят очень мало), все вроде бы у нас хорошо.
С оптимизмом оценивает ситуацию и ветеран завода, бывший президент международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрий Целиков, интервью с которым мы начали именно с подведения итогов 2011-го.
Фелтен подставил Комарова
— Год точно был не худшим, если сравнивать с предыдущими, – подчеркнул Юрий Кузьмич. – На ВАЗе сейчас идут процессы, которые позволяют с надеждой смотреть в ближайшее будущее. Меньше стало коррупционной составляющей, подтверждением чему можно назвать информацию о том, что Волжский автозавод продал свою долю в «Новикомбанке». Дело в том, что в совете директоров этого банка все прошлые и нынешние вазовские руководители ВАЗа (Чемезов, Алешин, Артяков, Комаров, Завьялов) и проходившие через «Новикомбанк» финансовые потоки завода ничто иное, как коррупционная составляющая. Вообще, не стоит забывать, что ситуация на заводе была и остается тесно связанной с обстановкой в стране. К примеру, недавно я услышал, что «Тройка-Диалог», за которой стоят силовые структуры, привлеченные к рейдерскому захвату ВАЗа (и об этом сейчас уже говорят осмелевшие бывшие руководители завода), перешла во владение Сбербанка.
Большой плюс в том, что с небольшими огрехами, но все же запустили «Гранту». Буквально несколько минут назад я узнал, что уже отгружено более 4 тысяч автомобилей всей стране, в том числе и на Дальний Восток. Продано уже более 1700.
— Однако то, что ВАЗ отозвал бракованную серию «Лады Гранта», буквально всколыхнуло интернет. Недоброжелатели злорадствуют.
— Это нормальная практика, когда, еще не завершив подготовку производства в полном объеме, начинают выпускать продукцию. Был на ВАЗе такой директор по качеству – Паскаль Фелтен, который, готовясь к отъезду из России, провел несколько пиар-акций в поддержку собственного имиджа и тем самым нанес большой вред имиджу Игоря Комарова и Волжского автозавода в целом. Он говорил, что качество на ВАЗе улучшилось чуть ли не в десять раз, а Комаров верил, повторял это за ним по телевидению и в прессе. А на самом деле, это лукавые цифры. Чтобы соответствовать планке, «поднятой» Фелтеном, дилеров принуждают не регистрировать замечания владельцев машин, сокращают оплату, и в итоге они начинают «футболить» клиентов, поскольку ВАЗ не оплачивает им эти счета. На самом деле, качество при Фелтене улучшилось лишь чуть-чуть и то, благодаря не ему, а грамотной работе конструкторских служб, и тому, что с завода ушла «классика». Никаких прорывных технологий по качеству пока не внедрено. И яркий тому пример – «Гранта». Кстати, у меня есть по этому поводу эпиграмма:
Послушал выступления месье Паскаль Фелтена
И вспомнил баснописца я, Жана Лафонтена.
Об улучшеньи качества француз читал нам басни.
Все цифры в этих баснях – «фелтня на постном масле».
— Если не ошибаюсь, Фелтен – последний из французов, которых вы критиковали на страницах «Вольного города» и которые в итоге покинули Тольятти.
— Вся первая и вторая волны французов показали свою слабость в условиях России и необыкновенную жадность к деньгам. Они проживали в пансионате за счета завода, обедали за счет представительских расходов и получали гораздо большую зарплату, чем наши специалисты. То, что «Рено» наращивает объемы на российском рынке быстрее, чем ВАЗ, наводит на мысль, что действия по модернизации главного конвейера были некорректными. Останавливать производство нужно тогда, когда падает спрос на продукцию, а на ВАЗе это произошло в тот момент, когда благодаря программе утилизации машины (и, в первую очередь, «классика») были очень востребованы. Мало того, уже начали ломать третью линию главного конвейера (не запустив первую), тем самым они законно снижают объемы вазовской продукции и стимулируют увеличение объема производства автомобилей «Рено» на московском заводе «Автофрамос». Ну, это же невооруженным глазом видно…
У спекулянтов «Гранта» на 60 тысяч дороже
— Однако продолжим разговор о позитивных итогах года…
— Руководство завода постепенно возвращается к тем методам, которые применялись при Викторе Полякове. Например, работники ВАЗа получают преимущество при покупке нового автомобиля.
— Вы говорите про право на приобретение машины со скидкой, которое раньше выдавали вазовцам?
— Да. Плюс возвращают продажу автомобилей вазовцам в кредит по специальным низким ставкам. Причем объемы продаж машин для вазовцев запланированы достаточно большие. Так что можно сказать, что «Гранта» на первом этапе продаж будет в основном оседать в Тольятти.
Радует то, что внедрена система заказа машин через интернет, что скоро начнется выпуск модели «Ларгус» на первой линии главного конвейера, а еще, что французы начали приезжать в Тольятти с семьями, приобретать недвижимость.
— Кстати, один из французов – вице-президент Юг Демаршелье – не так давно выступал по местному телевидению, где общался с тольяттинскими школьниками. Выглядело это довольно мило…
— Из всех французов, которые работают в Тольятти, наиболее перспективным мне видится именно Юг Демаршелье. И я не исключаю, что именно он может занять пост временно исполняющего обязанности президента АВТОВАЗа. Он у нас давно, живет тут с семьей.
— Вы прогнозируете скорую отставку Комарова?
— Не отставку, а повышение. Его с радостью заберут в Москву, где предложат пост в одной из государственных структур. Комаров показал себя бойцом, наименее расточительным руководителем с рациональным стилем поведения.
— Как политик он сможет проявить себя?
— Как политик он слабоват, да и нужно ли ему это? Гораздо больше пользы он принесет России, занимаясь экономикой и промышленностью.
— А какие из негативных моментов 2011-го достойны внимания?
— Комаров так и не сумел искоренить вахтовый метод управления заводом (появились работники, семьи которых живут в Санкт-Петербурге). Он продолжается. Мало того, период, в который они отсутствуют в Тольятти, увеличился. Раньше они улетали в Москву в пятницу вечером и возвращались в понедельник, теперь стараются улететь в четверг и вернуться во вторник утром. То есть работают три дня в неделю, а летать продолжают на вазовские деньги.
— На этой неделе ВАЗ повысил стоимость автомобилей. На ваш взгляд, может ли это как-то быть связано с грядущей продажей контрольного пакета акций французам и с желанием российских владельцев завода напоследок больше заработать?
— Нет, думаю, что эти два факта не связаны. Комаров пытался сдерживать цены как можно дольше, чтобы удерживаться в своей нише и сохранять небольшое преимущество перед иномарками. Однако цены повышаются везде, причиной чему стала непростая экономическая ситуация в Европе. Конечно, можно и сейчас удержать цены на наши автомобили, если сократить затраты. Но, как вы видите, менеджмент продолжает безудержно тратить на себя деньги, так что один из способов сохранить рентабельность – поднять цены на продукцию.
Кстати, это повышение не должно коснуться «Гранты», поскольку сделано много заявок по той цене, которую успели разрекламировать. Однако наверняка уже весной «Гранта» подорожает, поскольку есть информация, что она пока нерентабельна для завода, а это недопустимо. Тем более на авторынках у спекулянтов «Гранта» стоит на 60-80 тысяч выше той цены, которую рекомендует ВАЗ.
«Рено» постарается выкупить акции до выборов президента
— Когда, на ваш взгляд, произойдет продажа контрольного пакета акций АВТОВАЗа альянсу «Рено-Ниссан»?
— Думаю, они постараются его выкупить и стать полноправными хозяевами завода до президентских выборов, чтобы в случае победы, скажем, Зюганова (такое развитие событий маловероятно, но исключать его нельзя) и последующей национализации не бояться потерять все, что было здесь нажито. «Рено» не выпустит ВАЗ из своих рук. Если помните, когда при строительстве завода советское правительство решило сотрудничать с «Фиатом», французы аж рыдали от досады. И вот 40 с лишним лет спустя их мечта близка к осуществлению.
— Раз уж коснулись темы выборов. Тольятти уже несколько месяцев находится на волне политической активности. Проголосовав в декабре против «Единой России», горожане вызвали недоумение представителей партии власти: мол, вам в 2009-м помогли, спасли ВАЗ, а вы теперь ответили злом на добро…
— Я говорил и продолжаю говорить, что в Тольятти были самые честные результаты выборов в стране. Если бы Путин в 2009 году не начал крупномасштабную работу над собственными ошибками, которые он допустил при назначении бездарного менеджмента на ВАЗе, итоги выборов были бы для «Единой России» еще хуже. Кстати, Путин – человек мудрый. По сути, он был не единороссом, а лидером (вообще, какая-то странная структура), а сейчас свое лидерство отдал Медведеву. Что же касается «Единой России», то я считаю, что ей уже нужно делать ребрендинг, поскольку клеймо партии жуликов и воров останется у нее на долгие годы. Это как «Жигули», которые, что бы мы ни делали, останутся на ближайшие десятилетия в глазах россиян как ведро с гайками. В любом случае считаю, что реальных кандидатов на предстоящих президентских выборах двое – Путин и Зюганов. Что касается остальных, то я недавно написал по этому поводу эпиграмму:
Смотрю на кандидатов-арлекинов
И на забавный политический пейзаж,
Где, свежую интригу нам подкинув,
Вдруг замаячил куршавелевый типаж.
О, е-мое, всех раззадорил Мишка,
Пугая, что двуликой власти скоро крышка.
— Впереди выборы мэра. То, что руководить городом будет человек не с ВАЗа, на ваш взгляд, хорошо или плохо?
— Сегодня ничего плохого в этом не вижу, но четыре года назад Пушков был просто необходим, и свою задачу по сохранению стабильности в городе он выполнил на четыре. Минус ему – сгоревший лес, правда, он от этого дистанцируется, потому что ответственность за лесные массивы на федеральных службах. Но если судить по меркам Виктора Полякова, то виноват Пушков. В любом случае с ВАЗа мэр или нет, но завод обязан заниматься городскими проблемами. Судите сами: разве улучшится качество продукции, если работники возбуждены, злы, голодны?
В парикмахерскую за счет завода
— Появилась информация, что в конце февраля перед президентскими выборами в Тольятти может приехать Путин. Если это произойдет, что можно было бы попросить у Владимира Владимировича для ВАЗа с учетом того, что денег он наверняка больше не даст?
— Я не исключаю приезда Путина, поскольку в конце февраля планируется, что с первой линии главного конвейера сойдет несколько десятков автомобилей «Ларгус». На это торжество кавалер ордена Почетного легиона (высшей награды Франции) Путин должен приехать, тем более что два других кавалера этого ордена – Чемезов и Комаров – будут обязательно. Думаю, что его приезд мог бы изменить соотношение сил в Тольятти перед президентскими выборами. Что бы он мог сделать для ВАЗа? Можно провести такой эксперимент: ввести градацию зарплаты, соответствующую общемировым нормам. Чтобы самая высокая зарплата на предприятии не превышала самую маленькую более чем в 10 раз.
— То есть если средний работник ВАЗа получает 12-15 тысяч рублей (это 300-400 евро), то высший французский менеджмент должен зарабатывать не более 4000 тысяч евро? Разве они согласятся на это?
— Для этого Владимиру Владимировичу нужно уговорить президента Франции Николя Саркази и президента «Рено» Карлоса Гона, чтобы они не вмешивались в эти процессы. Если не ошибаюсь, у президента России зарплата – 4 миллиона рублей в год (это примерно 8,3 тысячи евро в месяц. – Прим. авт.). Так пусть менеджмент ВАЗа получает не больше этой суммы. И чтобы никаких льгот в виде бесплатного служебного автотранспорта, проживания, питания, телохранителей. А то дошло до того, что командированные во Францию начальники ходят в парикмахерские за счет ВАЗа.
Еще я бы попросил у Владимира Путина принять закон об утилизации транспортных средств, благодаря которому иностранные компании, ввозящие в Россию автомобили, будут обязаны платить налог на утилизацию.
Есть и такая просьба: провести общероссийский диктант среди всех властных структур на знание русского языка и озвучить его результаты на всю страну. А то сейчас много говорят о том, что нужно обязать мигрантов сдавать экзамены для проживания в России, не задумываясь, хорошо ли мы сами знаем русский язык и историю родного государства? В прошлом году такая акция проводилась в Самаре, причем из 240 человек только пятеро (среди них два профессора) не допустили ошибок.
— В заключение хочется узнать ваш прогноз: как будут развиваться события на ВАЗе после того, как он станет франко-японским?
— Сделать такой прогноз очень сложно, да и особых иллюзий у меня нет. Видно, что они больше заботятся о корпоративных интересах в своих странах, и это естественно. Вообще, капитализм – это динамично развивающаяся система, но имеющая под собой гнилую основу. Там за большой процент прибыли готовы мать родную продать. Поэтому надеяться, что они будут заботиться о городе и заводе сильнее, чем это делал Каданников (я уже не говорю про Виктора Полякова), не приходится. Не сомневаюсь, что новые хозяева будут тащить сюда свою родню и назначать ее на высокие должности. Это называется кумовством с французским акцентом. Впрочем, особого пессимизма у меня тоже нет. Мы обязательно приспособимся к новым хозяевам, а тот факт, что «Рено-Ниссан» всегда будет входить в пятерку крупнейших автопроизводителей мира, говорит о хороших перспективах, и ВАЗа в том числе.