Шаг в будущее — мнение ученых
С приходом демократии российское общество вздохнуло свободно. Казалось, что новые идеалы решат все проблемы и вот-вот наступит долгожданное счастье. Однако вслед за внезапно обрушившимися на простого человека благами появилась и настораживающая тенденция — изначально логичные, рациональные принципы давали сбой.
Признание частной собственности привело не к консолидации общества, а к его разобщению. Ставка на конкурентные взаимоотношения обеспечила развитие не систем производства, а коррупционных схем. Большая часть деятельности крупных политических сил свелась не к разрешению экономических и социальных проблем, а к поискам новых способов манипуляции общественным сознанием.
Пытаясь объяснить происходящее особым менталитетом соотечественников, мы приходим в тупик — при внимательном рассмотрении знакомые тенденции обнаруживаются во многих капиталистических странах. И назвать это открытие неожиданным тоже неверно — выдающийся русский деятель XIX в. — К.П.Победоносцев ещё в далёком 1896 г. утверждал, что «демократия является великой ложью нашего времени». По его словам, всеобщие выборы не предоставляют власть народу, а рождают продажных политиков, понижая нравственный и умственный уровень управленческих слоев. Не правда ли, довольно актуально?
Вместе с тем, уже XIX в. существовали идеи, способные привести общество к оптимальному социально-политическому строю. Пускай не сегодня-завтра, но спустя определённый, конечный срок.
Утопия с точки зрения науки
Несмотря на приписываемую ему утопичность, коммунизм как система новых общественных отношений с самого начала вызывала доверие многих учёных. И если демократические лозунги из уст современных политиков вызывают сомнение, то к словам гениального Теслы, пожалуй, стоит прислушаться.
Выдающийся учёный, идеи которого намного опередили своё время, Никола Тесла не скрывал своего отношения к зарождавшемуся новому строю. В своих записях он горячо поддерживает его, утверждая, что «коммунизм вполне осуществим и неизбежно явится системой будущего». Особую ценность этих слов подтверждает и трагичная история гения — большинство изобретений Теслы при жизни автора, в условиях капиталистического общества, так и не были реализованы.
Многие учёные видели в коммунизме возможность освободиться от самодовлеющего капиталистического начала, от эгоцентризма и социального неравенства, ограничивающих развитие не только личности, но и всего общества в целом.
Лауреат Нобелевской премии 1921 г. — Альберт Эйнштейн, чей вклад в науку ни у кого не вызывает сомнений, искренне считал, что единственным способом избавиться от ошибок капиталистических формаций является «создание социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану. Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребенку.»
Американский этнограф, внёсший значительный вклад в теорию социальной эволюции — Льюис Морган — предупреждал о гибельной роли социальных систем, ставящих своей целью достижение личного богатства. Обязательными условиями развития человечества он видел «братство внутри общества, равенство прав и всеобщее образование».
Французский историк и политик — Поль Лафарг — также был горячим сторонником коммунизма. Он считал, что только строй, свободный от «низких интересов и страстей, эгоистических и антисоциальных нравов собственнического периода» поможет победить «бесконтрольные экономические силы и доведет до совершенства лучшие и благороднейшие качества человека.»
На последнем тезисе стоит остановиться подробнее, потому что одним из важнейших доводов противников коммунизма является утверждение о биологической природе эгоизма и социального подчинения. Считается, что стремление обладать собственностью, наращивать индивидуальные ресурсы и занимать определённое место в общественной иерархии — факторы, заложенные в человека изначально.
Профессор онтологии и теории познания — Михаэль Лайтман считает главной причиной «неудачи претворения идеи коммунизма в жизнь в том, что теоретически всё красиво и верно, но невозможно изменить эгоистическую породу человека на альтруистическую.» Однако новейшие эксперименты в области физиологии говорят об обратном.
Физиология равенства и братства
По данным американских и ирландских исследователей, стремление к равенству заложено в мозге человека изначально. В серии экспериментов на базе Университета Ратджерса, Калифорнийского технологического института и Тринити-колледжа (Дублин) было доказано, что даже на уровне физиологии мозг ориентируется не только на удовлетворение своих интересов.
В процессе исследования были выявлены мозговые центры, отвечающие за приятные переживания, связанные с получением материального или психологического поощрения. Данные структуры контролируются вентральной частью стриатума, вентромедиальной частью префронтальной коры и некоторыми другими областями головного мозга. Активность указанных «центров удовольствия» изучали методом магнитно-резонансной томографии.
Группу из 40 добровольцев разделили на пары, в которых были созданы изначально неравные условия. В случайном порядке одному из испытуемых выдавали 50 долларов, тогда как второму доставалась меньшая сумма. В дальнейшем, ситуация менялась. «Богатый» человек мог получить и 20, и 5 долларов.
Оказалось, что нейрофизиологическая реакция на передачу денег «компаньону» различается в зависимости от начального статуса испытуемых. «Бедным» нравился сам факт получения средств, тогда как мозг «богатых» положительно реагировал не на собственное обогащение, а на передачу денег второму испытуемому.
Из проведенных исследований учёные сделали вывод, что стремление к равенству в получении материальных благ имеет глубокую, физиологическую основу. Возможно, это связано с подавлением чувства вины у «богатого» человека, а может быть мы имеем дело с биологически обусловленным альтруизмом?
Возможно ли это? Многие специалисты по психологии, биологии и этологии утверждают, что альтруизм как таковой в природе не существует. Из чего следует, что гуманизация человеческого общества — явление, заведомо идеалистическое, лишённое практической основы.
Однако нейромедики из Университета Дьюка (США) доказали, что альтруизм — не случайное свойство характера, а физиологическая особенность, потребность организма. Учёные выделили, так называемый, «центр альтруизма» — область в районе нижней и верхней височных борозд головного мозга, отвечающую за проявление нравственной солидарности человека.
В процессе эксперимента 45 испытуемых проходили анкетирование, при котором определялась степень альтруизма каждого из респондентов. Затем участникам предлагали сыграть в компьютерную игру, во время которой проводилась функциональная магнитно-резонансная томография мозга.
На завершающей стадии исследования испытуемых просили уступить место игрока комьютеру. Эта простая процедура привела к неожиданным результатам. Оказалось, что при передаче игры «центр альтруизма» у людей, склонных к солидарности, обладает большей активностью, чем у «эгоистов».
Присутствие в нашем мозгу такого физиологического центра свидетельствует о значительной роли альтруизма для выживания вида. Действительно, в эволюционном смысле способность к солидарности, сотрудничеству — огромный плюс для популяции, что было показано специалистом по эволюционной биологии Томасом Флаттом.
Научная группа из Университета Брауна (Провиденс) проводила популяционные исследования с использованием методов компьютерного моделирования, игр с «публичными благами» и простейшей модели социальных дилемм. В процессе эксперимента удалось доказать, что при изначально равной представленности в популяции агрессивных «эгоистичных» и пассивных «альтруистичных» моделей поведения спустя значительный срок численность «солидарных» особей в популяции не только сохраняется, но и неуклонно растёт. Небольшая группа, объединённая нравственной идеей, имеет большие шансы для выживания даже в агрессивно
настроенной социальной среде.
Только в стремлении к взаимному уважению, свободе и равенству, человек может раскрыться по-настоящему. «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке возможности, которая бы сделала человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче…» А.В.Луначарский.