БАДы и реклама

В конце прошлой неделе в Астраханском УФАС России состоялось очередное заседание общественно-консультативного совета, которое на этот раз было посвящено рекламному законодательству.

«Наша задача — оградить население Астраханской области от недобросовестной и недостоверной рекламы»- сказал руководитель УФАС Меркулов Н.С. Он отметил важность обсуждаемого вопроса, значение рекламы в современных условиях, а также указал необходимость соблюдения рекламного законодательства участниками рекламного рынка. Было отмечено, что число нарушений закона о рекламе в средствах массовой информации не уменьшается, а увеличивается, особенно на рынке финансовых услуг и лекарственных средств.

Особое внимание было уделено рекламе БАД. Руководитель Управления ФАС по Астраханской области Меркулов Н.С. подробно рассказал о существующей проблеме.

CАГА О БАДах

Биологически активные добавки (БАДы) не просто вошли в нашу жизнь, в смутные 90-е они в нее ворвались огромной толпой — с яркими рекламными проспектами, значками «Хочешь похудеть — спроси меня как» и громкими многообещающими слоганами. Продавцы заветных бутылочек обещают окончательно и бесповоротно исцелить от всех болезней, используя только природное, натуральное, экологически чистое, эксклюзивное, доселе секретное сырье и составляющие.

«Бесплатная доставка», «Покупаете один флакон — второй в подарок», бесплатные семинары-шоу, массовые рассылки по электронной почте, привлечение к продаже добавок врачей, грамотно выстроенная агрессивная рекламная кампания в сочетании с активной антипропагандой методов официальной медицины — все это сделало свое дело, и БАДы в нашей стране приобрели невероятную популярность, сравнимую только с популярностью ТВ-сериалов.

Лучше лекарств?

«Сегодня, когда древние рецепты забыты, аптечные препараты лишь временно снимают боль и воспаление, не устраняя причину болезни. А пить «химию» постоянно невозможно», — пафосно рассуждается в рекламе одной из биодобавок. БАДы старательно маскируются под лекарственные средства – используются те же лекарственные формы (таблетки, капсулы, сиропы), те же принципы дизайна упаковки, даже названия напоминают названия медикаментов. Да, и продавцы всевозможных «волшебных таблеток» очень не любят словосочетание «биологически активная добавка», они предпочитают термин «препарат». А с чем ассоциируется это слово у подавляющего большинства населения? Правильно, с лекарством.

Зачем это делается? Для расширения целевой аудитории. По идее, под соусом профилактики и лечения БАДы показаны всем и каждому. Самое интересное, что биодобавки преподносятся как «препараты», которые не имеют противопоказаний, но при этом чрезвычайно эффективны при огромном спектре самых различных заболеваний. Одна и та же добавка может предлагаться как средство улучшения зрения, укрепления костей и избавления от хронического воспаления придатков матки. Впрочем, это еще скромно, списки показаний обычно содержат десятки патологий.

Впрочем, существует еще одна опасность. Человек, принимающий разрекламированную как панацея биодобавку, может перестать принимать лекарственные средства, прописанные ему врачом. Иногда и сами производители-продавцы говорят в рекламе или пишут в инструкциях о возможности снижения дозы противовоспалительных или других препаратов, а также о перспективе полного отказа от лекарств в пользу БАД.

Дело о рекламе

Ситуацию с рекламой биологически активных добавок можно коротко охарактеризовать фразой из известного анекдота : «Ужас, ужас!». Существует закон Российской Федерации «О рекламе», где четко прописаны правила рекламной игры для всех категорий товаров. Даже для БАД выделена специальная статья. Однако, как известно, строгость наших законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения.

Давайте рассмотрим основные положения закона «О рекламе» и выясним, как недобросовестные продавцы биодобавок вводят в заблуждение доверчивых покупателей. И где гарантии, что тот, кто обманывает с самого начала контакта с потребителем, будет честен в плане качества, соблюдения рецептуры и многих прочих тонкостей?

Итак, одно из основных положений закона.

Статья 5. В рекламе не допускаются:

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Итак, если в рекламном блоке или статье в отношении БАД звучат слова «лечит», «помогает при тех или иных болезнях» — это прямое нарушение закона. Как мы уже разобрались, биодобавки не могут лечить в принципе, хотя производятся из того же самого сырья, что и лекарственные средства. Тут дело в дозе, как правильно в свое время заметил великий врач эпохи Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм, более известный как Парацельс.

Следующие 5 пунктов относятся к статье 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания.

Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

Для того, чтобы потребитель мог отличить препарат от «препарата» на упаковке БАД должна быть фраза «Биологически активная добавка. Не является лекарством».

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

Классический пример – якобы письма от благодарных пациентов. Например:

Пациент Л, 58 лет

27 марта. — инсульт с кровоизлиянием и парализацией правых конечностей, нарушение речи, памяти, высокое АД 300/120 мм.рт.ст. В течение 8 месяцев принимал химические препараты, улучшения были незначительны. С октября стал принимать коллоидную фитоформулу Брейн Бустер 2 месяца с небольшим перерывом (2 недели) 5мл. х 3 р., потом был перерыв 2 месяца. В течение лечения память полностью восстановилась, речь — 100%, руку стал поднимать, двигать пальцами, лучше ходить, восстановилась чувствительность. Большое Вам спасибо!

Во-первых, ну какие пациенты пишут отзывы с такими отточенными формулировками с массой терминологии и непременным полным указанием «препарата», дозировкой и длительностью курса? Во-вторых, простите, но при верхнем артериальном давлении в 300 мм рт.ст. уцелеет только аорта (если, конечно, уцелеет), остальные сосуды калибром помельче будут разорваны в клочья. В-третьих, смотрите пояснения про лечебные эффекты БАД выше.

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

Тоже частый прием, в подавляющем большинстве случаев совмешается с предыдущим. Хотя могут быть и сами по себе, в виде восторженных отзывов (чаще всего применяется в газетной рекламе и на продающих сайтах).

4) побуждать к отказу от здорового питания;

Встречается, к счастью, редко. В лучшем случае говорится о 18 котлетах и 1,5 кг черного хлеба, которые пришлось бы съесть для удовлетворения суточной потребности в витаминах группы В (хотя котлеты бывают очень разные, да и у витаминов группы В масса других пищевых источников).

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

А вот этот прием в последнее время применяется очень часто. Трехфазные клинические испытания обязательны только для лекарственных средств, именно во время таких исследований определяются точные показания, подбираются дозы, выявляются возможные побочные эффекты и противопоказания. Пытаясь мимикрировать под лекарства, продавцы БАД размещают, например, на сайтах в Интернете, отчеты о «клинических испытаниях», которые проводились на базе крупных научно-исследовательских учреждений.

К сожалению, синие печати со словами НИИ и РАМН, а также громкие имена в подписях еще ни о чем не говорят. Фактор финансовой заинтересованности еще никто не отменял. Что заметно по откровенно «притянутым за уши», а то и фальсифицированным отчетам. Правда, для того, чтобы это заметить, нужно иметь не только медицинское образование, но и опыт работы с научными статьями. Потому что правила составления экспериментальной и контрольной групп, методы оценки, интерпретация результатов – вещи достаточно сложные. Даже врачи не имеют обыкновение вникать в такие тонкости, предпочитая читать выводы. На чем и играют нечистоплотные дельцы. На самом деле, ни один из взятых наугад в Интернете «отчетов» не выдержал элементарной проверки на корректность.

Николай Меркулов подчеркнул: «Мне, к сожалению, как лицу, имеющему высшее медицинское образование, легко распознать недостоверную, недобросовестную рекламу БАДов, но каково же Астраханцам, не имеющим медицинского образования?»

Итак,относитесь критически к любой рекламной информации. Ведь основная задача тех, кто составляет тексты объявлений и статей – заставить вас купить их продукцию. А ваша задача – постараться не навредить своему организму. И в этом деле врач куда предпочтительнее в качестве советчика, чем менеджер фирмы по продаже БАД.