Юрий Целиков: «Гранта» стала жертвой предвыборного пиара
На протяжении последних нескольких месяцев весь российский (да и, возможно, мировой) автопром жил ожиданием продажи контрольного пакета акций ВАЗа концерну «Рено-Ниссан». Однако эта сделка, которая должна была кардинально изменить жизнь нашего завода (а с ним и всего Тольятти, что особенно актуально накануне Дня города), так и не состоялась. Мало того, сейчас никто не рискует назвать даже приблизительные сроки продажи, а некоторые эксперты вообще считают, что этого не произойдет в течение ближайшего года. Так почему же ситуация вдруг резко изменилась? С этого вопроса и началась наша очередная встреча с бывшим президентом международной ассоциации дилеров ВАЗа Юрием Целиковым.
ВАЗу – убытки, правлению – доход
— Если бы президентом Франции остался Николя Саркози, то акции ВАЗа наверняка бы уже продали. А так как у них самих сейчас ситуация непонятная (в частности, еще не сформировались отношения Оланда и Путина), это сыграло свою роль, поскольку политическая составляющая имеет большое значение в сделке. Кроме того, нужно помнить, кому принадлежит вазовское имущество. Сегодня им распоряжаются чрезвычайно жадные люди с весьма своеобразными моральными качествами. Пользуясь моментом и несовершенством законодательства, они продолжают набивать себе карманы. Это некоторые высокопоставленные сотрудники «Ростехнологий» и привлеченная ими для оформления спекулятивных операций с акциями и имуществом «Тройка-диалог». Приведу пример: за 1-й квартал прибыль ВАЗа составила 106 миллионов рублей, что в несколько раз меньше, чем за аналогичный период 2011-го. Между тем, по итогам прошлого года доходы членов правления составили 150 миллионов рублей (сюда входят заработная плата, премии, бонусы и так далее).
— Это на всех?
— Да. Их там всего 14 человек, то есть годовой доход каждого из них в три раза больше, чем у президента России.
— Цифры впечатляют, но давайте все-таки вернемся к несостоявшейся продаже акций «Рено-Ниссан»…
— Так вот «Тройка-диалог» продолжает играть с акциями ВАЗа, обрушивая стоимость, после чего скупая их у миноритарных акционеров. Люди видят бесперспективность дальнейшего держания акций и продают, а «Тройка-диалог» потом искусственно поднимет стоимость ценных бумаг в надежде впарить их «Рено-Ниссан» по высокой цене. Но французы уже ученые, так как в свое время они уже купили акции Волжского автозавода по завышенной цене и дважды наступать на одни и те же грабли не хотят. В этом и причина того, что сделка не состоялась – продавец и покупатель до сих пор не нашли оптимальную цену.
— Но ведь кому-то в итоге придется уступить…
— Вряд ли это будет российская сторона, которая прекрасно понимает, что «Рено» и «Ниссан» уже имеют колоссальное преимущество на отечественном рынке благодаря ВАЗу. Имея блокирующий пакет акций и передавая производство наших автомобилей в Удмуртию, Чечню, Украину, они расчищают рынок для себя. Давайте возьмем первую линию главного конвейера, где будут собираться автомобили на платформе «В0» (уже запустили «Ларгус», на очереди «Ниссан Алмера»). Это же типовая отверточная сборка с небольшим процентом локализации, то есть большинство комплектующих ввозятся из-за рубежа по заниженным пошлинам. Кстати, согласно планам французов, первая линия должна выйти на проектную мощность в 350 тысяч автомобилей в год, что возможно лишь при работе в три смены и по субботам.
— Вы думаете, рабочим это понравится?
— Думаю, что нет, хотя сборка «Калины» уже идет в три смены. Не исключено, что народ заволнуется, и в итоге переизберут руководство официального профсоюза.
— Многие считают, что Карагина давно пора убрать…
— У нас профсоюзы прикормленные или, как в свое время говорили, карманные. В той же Франции профсоюзные организации гораздо сильнее, чем наши.
— Возвращаясь к возможному трехсменному графику работы. Когда-нибудь главный конвейер работал по такой схеме?
— Никогда.
Снова серые дилеры
— Другими главными событиями последнего времени остаются дефицит на «Гранту» и запуск «Ларгуса».
— Я хотел купить «Ларгус», но посмотрел расход бензина и немного разочаровался. Что касается «Гранты», то на ней завод провел широкомасштабный эксперимент по продаже автомобилей через интернет с предварительным заказом. На мой взгляд, маркетологи пошли на заведомо популистские для ВАЗа решения, занизив цену на эту модель. Могу сказать прямо: «Гранта» убыточна для предприятия. Подготовка производства была не закончена, даже ресурсные испытания не провели до конца. И в итоге недавний отзыв (причем уже четвертый или пятый с начала продаж) партии автомобилей.
— А что мешало довести «Гранту» до ума?
— Нужна была серьезная пиар-акции перед выборами, вот и решили бабахнуть раньше времени. Выборы прошли, а эту убыточную пиар-кампанию никто не остановит. В итоге спрос на эту модель огромный, поскольку люди понимают, что цена занижена. Ажиотаж привел к тому, что упал спрос на «Калины» и «Приоры», и снова стали появляться так называемые серые дилеры, которым удается каким-то образом заполучать «Гранты» и продавать их на 40-50 тысяч выше рекомендованной заводом цены.
— Что за серые дилеры?
— Новое руководство завода оставило на тольяттинской площадке всего 14 официальных дилеров, но торгуют намного больше. Вот этих неофициальных и называют серыми, причем о них никто не пишет, не расследует их деятельность. У меня есть информация, что были случаи, когда автомобили «Гранта», предназначенные для отправки в другие города, туда не доезжали. Автовозы разгружали прямо здесь, в Тольятти, и в итоге машины попадали к этим серым дилерам, у которых можно купить «Гранту», как говорили раньше, по блату.
— А почему официальные дилеры не поднимают шума?
— Я сам не понимаю. Вариантов может быть два: либо они в доле, либо уже так заелись, что не думают о будущем. Меня удивляет еще и то, что французы, уже контролирующие систему закупок, финансов, качества, до сих пор не касаются сбыта. Видимо, это слишком опасное поле деятельности.
Пушков теперь ни за что не отвечает
— Что можете сказать о новом губернаторе?
— Судя по тому, что показывают по телевизору и пишут в интернете, новый губернатор производит благоприятное впечатление. На первый взгляд, он такой деловой, более скромный и доступный, нежели его предшественник. Кстати, по поводу этого назначения у меня даже есть эпиграмма, даже почти частушка:
Для губернии-старушки
как паденье кирпича
Новость: наш глава – Меркушкин…
Без варяга-москвича заживет теперь народ.
Ах, какой МОРДОВорот.
— Кстати, отставка Артякова для многих стала полнейшей неожиданностью. Хотя была информация, что он давно хотел перебраться в Москву…
— Не думаю, что он собирался в Москву, поскольку публично заявлял о намерении бороться за пост губернатора. Это решение другого Владимира Владимировича, хотя большого горя от этой отставки ни у кого нет. Огорчает другое: нас лишили интриги, которая могла бы возникнуть во время предвыборной кампании. Не забывайте, что о намерении бороться за губернаторское кресло заявляло немало известных личностей, в том числе и наш Анатолий Иванов. Видимо, просто решили не рисковать, тем более что «Единая Россия» уже прокололась на выборах мэра.
— Есть ли, на ваш взгляд, политическое будущее у Артякова, или его предел – работа в структуре «Ростехнологий»?
— Несмотря на то, что я считаю Артякова достаточно сильной фигурой, его имидж в стране, скорее, отрицательный. Он был талантливым исполнителем, которого нередко заносило на поворотах. Думаю, что большого политического будущего в России у Артякова нет, хотя нельзя исключать, что его пристроят где-то во властных структурах, как это сделали с подмочившим репутацию Рашидом Нургалиевым.
— Раз уж упомянули выборы мэра, то разрешите задать следующий вопрос, тем более что интервью будет опубликовано накануне Дня города. Не разочаровались ли в новом градоначальнике, которого вы публично поддержали во время предвыборной кампании?
— Я поддержал его в противовес черному пиару, который против него начали фабриковать. Не только у меня, но и у многих других ветеранов есть «аллергия» на несправедливость, так что моя поддержка основывалась исключительно на этом. Пока он только еще привыкает, и к нему привыкают. Ведет себя нормально, хотя во время предвыборной кампании решительности у него было больше, чем сейчас. Сужу по тому, как он назначает чиновников. Такое ощущение, что ждет команды сверху – кого ему посоветуют. Вот сейчас пройдет 100 дней его правления, соберет ли он своих сторонников или забудет, как бывший мэр? Конечно, Андреев более шустрый и публичный, чем Пушков, которого, если помните, я называл главным инжемэром города. Вообще, считаю, что бывший градоначальник все четыре года отдежурил удовлетворительно и ругать его не стоит. Это был сложный период – кризис (правда, искусственный), денег не давали, а если и были какие-то поступления, то с большим опозданием. По большому счету в вину ему можно поставить лишь пожар лета 2010-го (хотя юридической ответственности за лес он не нес), который можно было предотвратить, если бы Пушков по-поляковски отнесся к народному имуществу.
— А известно ли что-то относительно нынешнего места работы Анатолия Пушкова? Он неоднократно заявлял, что намерен вернуться на ВАЗ.
— По имеющейся у меня информации он стал советником президента ВАЗа Игоря Комарова по инженерным делам.
— В моем понимании, советник – больше почетная должность…
— Не столько почетная, сколько синекурная должность. Это когда прилично получаешь и ни за что не отвечаешь…
А тем временем
Согласно вышедшему в свет очередному обзору автомобильного рынка агентства «Автостат», в 2011 году Волжский автозавод увеличил объемы продаж на 11,4 процента (по сравнению с 2010-м), «Рено» – на 60,2 процента, а «Ниссан» – на 74,2. Если же сопоставить суммы, потраченные жителями России на покупку автомобилей, то 89,6 процента приходится на иномарки. Всего легковых автомобилей в России по состоянию на начало года 36 миллионов 415 тысяч 100, то есть машина есть примерно у каждого четвертого жителя страны. В Самарской области на тысячу жителей приходится 267 автомобилей (это даже больше, чем в целом по России), а больше всего на Камчатке – 416.