Социальные сети – для наивных людей
Социальные сети уже «трещат» от блогов разных чиновников разных рангов, в том числе и наших городских. Завели «странички», и что? Медведев стал доступнее? Мэр стал роднее?
Вот Андреев сказал, что у него восемь тысяч «друзей». Я бы добавил слово «наивных». Люди-то пишут и верят, что их читают, что им ответят. Красивая видимость. Если чиновник действительно общается в сети часами, значит, он не выполняет свои прямые обязанности. Если же это формальность, показуха, то это очередная система для заморачивания доверчивых головушек.
Если для чиновника сеть – дополнительный канал получения информации, снятия реальной картинки, то в этом случае он обязан отработать механизм обратной связи, быстрого реагирования, чего мы не наблюдаем. Волокита – отличительное свойство бюрократии. С ее помощью чиновник защищает свою нервную систему от перегрузок, а свою жизнь – от излишних забот. Ответственный чиновник (а таких очень мало) не нуждается в народных криках одобрения или осуждения. Он хорошо знает проблемы в подконтрольной ему сфере и старается добросовестно их решать. Плохой чинуша отмахнется от любых раздражителей.
До сетей существовали личные встречи, личный прием, письма, аналитика и прочее. Немало, чтобы многое знать и понимать. Сети в этом смысле добавили немного. Ведь для заявителя и избирателя важно не то, как узнал его представитель в мэрии или думе о проблеме или безобразии, а как быстро, ответственно и эффективно на все это отреагировал, как решил и решил ли вообще. Технические новации сами по себе не меняют психологию бюрократа. Меняет ее прямое общение с народом, когда перед тобой не гладенький экран «айпэда», а отчаявшиеся глаза людей.
Чиновников должно быть мало, но их отбор и подбор – жестким. Необходимо организовать достоверное наблюдение за госслужбой, за муниципальными структурами. Ввести единые методики установления численности занятых по видам службы. Делать достоянием гласности данные о состоянии и качестве работы ведомств (МВД, прокуратура, следственный комитет и так далее).
В нашей стране любят во время выборов говорить о сокращении армии чиновников. На этом все и заканчивается. За рубежом численность служащих под постоянными наблюдением и контролем. Хотя и там бюрократии немало, но ее численность определяется долей занятых в бюджетной сфере от числа всех занятых в стране, то есть учителей, медиков… К примеру, в Германии таковых около 11%, меньше всех в Японии – 8,3%, больше всего в Норвегии – почти 34%. У нас получающих деньги из бюджета – свыше 50%.
Львиную долю занимают расходы на управление. Как правило, это избыточные, ненужные рабочие места в органах власти. Любые реформы, преобразования в России немедленно вызывают рост числа чиновников. На Западе же оптимизацию их численности, естественно, оценивают в стоимостном выражении. Для этого в той же Германии подвергают ревизии все уровни службы, все виды их деятельности.
Именно это я и посоветовал сделать Андрееву, когда он появился у меня после вступления в должность, чтобы предложить мне стать советником. Он было заикнулся об этом на первой своей аппаратке, и на том все и закончилось. Тогда стало понятно: теперь советы ему дают другие. А ведь дальнейшие ходы были очень понятны. Оптимизировать распределение функций и обязанностей внутри разных уровней мэрии, многие из них упразднить, за счет этого сократить число управлений, отделов, а значит, и численность работников, повысить управляемость по всем направлениям (ленинское: «Лучше меньше, да лучше»). Начать борьбу с коррупцией внутри своего аппарата.
Вместо этого пришла команда с совершенно иными взглядами. И теперь вряд ли начнут работать напряженнее и эффективнее: задачи поставлены другие. Я ни разу не видел, чтобы градоначальник попытался разобраться со штатным расписанием мэрии, с учетом особенностей Тольятти, использования новых технологий, определения круга задач и целей. Тратится впустую энергия толковых работников, не реализуются ресурсы. «Ходить» в сеть ради популизма и дебюрократизировать работу – это разные вещи.
Забыты низовые структуры самоуправления: ТОСы, депутатская работа напрямую с населением, общественные организации. Город – такая система, где меньше всего требуются избыточное администрирование, макроконтроль. Новый мэр ухватился за модный электронный документооборот. А он считал, прорабатывал результат, отдачу? Приказать – дело нехитрое. Но я уверен, что 60% работников к этому не готовы, а жителей – все 80%.
Как это все сделать доступным в режиме реального времени? Как упростить и удешевить результат? Как повысить результативность? Как изменить внутреннюю организацию, оптимизировать и усовершенствовать служебные процессы и отношения? Как быстро сократить рабочие операции и повысить оперативность в принятии решений, особенно по заявлениям и жалобам граждан? Как минимизировать негативные последствия, которые есть при любой модернизации? Где последовательность действий (как модно сейчас говорить – «дорожная карта»), апробация в отдельных, наименее «рисковых» департаментах? Где экономическое обоснование, сокращение расходов при таком подходе? Все это сложные задачи. Поэтому так опасны малоквалифицированные популисты, готовые ради красного словца брякнуть почем зря.
Многие думают, что я только критикую. Но вот мои реальные предложения, а я бы еще сюда добавил обязательную гласность всего и вся, что делается в мэрии. А то вот мэр нахвастался, что добыл деньги у прохоровского фонда на фестиваль OPEN FEST, а то, что этот миллион ушел в распоряжение фирмы, созданной баптистским пастором Возиловым, – молчок. Надо ввести жесткий мораторий на любые волюнтаристские (втемную) решения мэра, касающиеся финансов, жизнедеятельности городского сообщества. Только через гордуму, через обсуждение в СМИ, через общественный контроль.
Если я не прав, пусть господин мэр первый бросит в меня «камень» (что он наверняка сделает с удовольствием).