Муниципальный долг Тольятти превышает 2 млрд рублей

Областные власти заявляют о новом подходе к взаимодействию с муниципалитетами. В частности, речь идет об изменениях принципов финансирования муниципальных образований. Теперь сумма выделяемых из областного бюджета субсидий будет напрямую зависеть от показателей эффективности работы городских властей, одним из которых является отказ от практики заимствования. Однако осуществлять свою бюджетную политику без внешних займов сейчас не может ни одно муниципальное образование региона.

По данным министерства управления финансами Самарской области, на 1 сентября 2012 общая сумма муниципального долга всех городских округов Самарской области составляла 5,9 млрд рублей. Лидером по объему долговых обязательств стала областная столица. Общая сумма текущего муниципального долга г.о. Самара составляет 3,4 млрд рублей. Вторую строчку рейтинга областных должников занимает Тольятти, муниципальный долг которого в настоящее время равен 2,1 млрд рублей. На третьей позиции с муниципальным долгом в 85,5 млн рублей оказался Новокуйбышевск. Минимальными долговыми обязательствами, сумма которых составляет 7,3 млн рублей, обременен бюджет Похвистнево.

Несмотря на то что сумма муниципального долга Самары гораздо существеннее всех остальных, в течение текущего года областной столице все же удалось сократить ее на 200 млн рублей. В то время как долги Тольятти за восемь месяцев 2012 года, напротив, выросли на 260 млн рублей. И по прогнозам, до конца этого года продолжат расти, а общий объем муниципального долга составит 2,7 млрд рублей. Верхний предел муниципального долга г.о. Тольятти, утвержденный городской думой на 1 января 2013 года, установлен в той же сумме — 2,7 млрд рублей. Кроме того, на расходы по его обслуживанию в 2012 году из городского бюджета будет потрачено 169,8 млн рублей.

По мнению экспертов «P.S.», само по себе привлечение заемных средств еще не является отрицательным показателем. Главное — их целевое назначение. «Работа только на собственных средствах редко приносит отдачу на капитал, поэтому оптимальное соотношение собственных и заемных средств есть в любом бизнесе, — говорит начальник отдела проектного финансирования Эл банка Владимир Перельштейн. — Если все заимствования спланированы и у них есть оправ  данные вложения с понятными источниками погашения, то наличие такой задолженности не является плохим показателем».

Важность направления расходования заемных средств отмечает и член совета директоров ЗАО «АИСТ» Владимир Ягутян.

— Если заемные средства необходимы для активного развития, а их возврат подкреплен будущими доходами, которых пока нет в городской казне, — это одно. Если же кредит необходим для погашения текущих расходов, а для возврата средств нет внятных источников покрытия — это совсем другое, — подчеркивает Владимир Ягутян.

В этом смысле ситуация с муниципальным долгом Тольятти развивается по не самому благоприятному сценарию. Еще в июле, отчитываясь за первые 100 дней своего пребывания у власти, мэр Тольятти Сергей Андреев заявил о том, что ситуация в финансовой сфере муниципалитета самая неутешительная.

Огромный дефицит городского бюджета вынуждает власти занимать деньги у банков не на дальнейшее развитие, а «до получки». Источники же погашения долга еще придется найти.

По словам председателя постоянной думской комиссии по бюджету и экономической политике Сергея Колмыкова, ситуация с ростом муниципального долга вполне закономерна.

— Дополнительная нагрузка на бюджет в виде муниципального долга напрямую зависит от качества формирования и качества исполнения бюджета. В прошлом году никакой работы в части снижения муниципального долга я вообще не наблюдал. Соответственно, если никакой работы в этом направлении в предыдущий период не проводилось, то увидеть изменения сейчас, в процессе работы по уже готовому бюджету, просто невозможно, — говорит Сергей Колмыков. — Мы неоднократно обращались в мэрию с просьбой предоставить подробный перечень мероприятий по увеличению неналоговых доходов с конкретными сроками, ответственными лицами и ожидаемыми финансовыми результатами. В ответ получали какую-то отписку с непонятными иллюзорными планами.

За разъяснениями о том, что именно предпринимают городские власти для снижения уровня долгового бремени, «P.S.» обратился к руководителю департамента финансов мэрии г.о. Тольятти Григорию Гильгулину. Согласно официальному ответу, «в целях снижения муниципального долга и расходов на его обслуживание ведется работа по привлечению кредитов с более низкой процентной ставкой и увеличению доходов бюджета городского округа». В частности, речь идет об утвержденной постановлением мэрии «Программе совместных действий органов государственной власти по усилению налоговой дисциплины, обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей и развитию налоговой базы на 2011 2013 годы». По данным департамента финансов, в результате программных мероприятий за 2011 год в бюджет городского округа поступило 87,6 млн рублей. Кроме того, в целях увеличения собственных доходов бюджета г.о. Тольятти утвержден план мероприятий, в результате которых в 2011 году в бюджет городского округа поступило 82,5 млн рублей.

Однако перечень конкретных мер и мероприятий «P.S.» так и остался неизвестен. Главным источником покрытия дефицита бюджета для половины муниципалитетов области являются

коммерческие кредиты и займы. По данным министерства управления финансами Самарской области, общий объем задолженности всех городских округов губернии перед различными кредитными организациями составляет 4,1 млрд рублей.

По состоянию на 1 сентября 2012 года наибольшая сумма коммерческих займов принадлежала областной столице — 2,3 млрд рублей. Однако с начала текущего года, когда она составляла 3,1 млрд рублей, ее удалось сократить на 800 млн рублей. Вместе с тем за прошедшие восемь месяцев городским властям Самары удалось увеличить объем более выгодных бюджетных займов с 500 млн до 1,1 млрд рублей.

Структура муниципального долга Тольятти, напротив, идет по пути увеличения коммерческих займов. С начала 2012 года задолженность г.о. Тольятти перед кредитными организациями выросла на 230 млн рублей и по состоянию на 1 сентября составила 1,7 млрд рублей. Растет и сумма муниципальных гарантий. Вместо 85,7 млн рублей, которые город предоставлял юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами на начало года, к настоящему моменту цифра выросла до 113,8 млн рублей. А вот заимствования из вышестоящего бюджета остались прежними и составляют 333,9 млн рублей.

Член совета директоров ЗАО «АИСТ» Владимир Ягутян уверен, что для большинства муниципалитетов бюджетные займы являются скорее приятным исключением. «Конечно, получать дешевые деньги, которые потом можно долго не возвращать, — это хорошо. Но такие бюджетные займы выдаются под конкретные программы и только на основании решений соответствующих органов. Получить их довольно сложно. Поэтому большая часть заимствований муниципалитетов — это коммерческие кредиты, предоставляемые на согласованных условиях».

Что касается самарского роста этого показателя, то, по мнению Владимира Ягутяна, это прежде всего объясняется привилегированным положением областной столицы, а также более качественными отношениями городской администрации и губернских властей.

Между тем председатель постоянной комиссии по бюджету и экономической политике Думы г.о. Тольятти Сергей Колмыков уверен, что низкий уровень привлечения бюджетных заемных средств обусловлен прежде всего нерасторопностью чиновников мэрии.

— Бюджетные займы, безусловно, гораздо более выгодны для городского бюджета, поскольку проценты по их обслуживанию гораздо ниже. Но для их получения необходимо представить совсем другой перечень документов. А для этого требуется серьезная работа, и в этом смысле мы значительно отстаем от большинства соседних регионов, где уровень привлечения бюджетных заемных средств сопоставим с самим бюджетом, — говорит Сергей Колмыков. — Зачастую мы получаем областное финансирование с опозданием либо не получаем его вовсе только потому, что не соблюдаются сроки подачи и утверждения документов.