Владельцем продуктового ретейлера, основанного братьями Дуцевыми, может стать X5 Retail Group
Петербургский ретейлер «О’КЕЙ» прекратил переговоры по покупке торговой сети «Миндаль». Эту информацию «P.S.» подтвердил директор торгового дома «Миндаль» Сергей Дуцев, однако комментировать причины завершения переговорного процесса он отказался, завуалированно ответив: «Мы как на войне с французами, — свои рубежи не сдали».
По информации «P.S.», сейчас интерес к покупке «Миндаля» проявляет один из крупнейших федеральных ретейлеров — X5 Retail Group, но на предложение «P.S.» прокомментировать возможную сделку в компании ответили отказом.
Торговая сеть «Миндаль», созданная Владимиром и Сергеем Дуцевыми, работает в Тольятти с 1998 года. В январе 2008 года основным собственником ретейлера стал холдинг Finstar во главе с Олегом Бойко. Ранее, летом 2008 года, компания Finstar приобрела контрольный пакет сети продуктовых магазинов «Сызрань-продукт». Сызранская сеть объединяла семь магазинов: четыре магазина формата «у дома», один супермаркет и один гипермаркет.
Тогда холдинг занимался развитием продуктовой розницы, ему принадлежала сеть продовольственных магазинов «Смак», в которую в конце 2008 года входило около 30 магазинов в Московской области и регионах. Продуктовым ретейлом заведовало ООО «Розницио-М». В планах Finstar было открыть за четыре года более 700 магазинов, но в декабре 2008 года проект был свернут.
Тогда закрытие проекта в Finstar объясняли тем, что сеть не вышла на ожидаемые финансовые показатели. В конце 2008 года ООО «Розницио-М» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании себя банкротом.
Полгода назад стало известно о намерении Finstar продать тольяттинскую продуктовую сеть. Среди компаний, с которыми велись переговоры, назывались X5 Retail Group, торговый холдинг «Виктория» и петербургский «О`КЕЙ». C последним ретейлером были достигнуты предварительные договоренности о покупке. Сотрудникам тольяттинских магазинов озвучили информацию об их скором переходе в компанию «О`КЕЙ», а в отношении «Миндаля» началась процедура due diligence — формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку ее финансового состояния и положения на рынке. Ожидалось, что процедура due diligence завершится в июле, но аудит затянулся.
В сентябре руководитель по внешним коммуникациям ГК «О’КЕЙ» Артем Глущенко заявлял «P.S.», что due diligence сети супермаркетов в Тольятти займет около трех месяцев. В том случае если «О`КЕЙ» примет решение о приобретении данного актива, сумма сделки составит примерно $20 млн. В компании «О’КЕЙ» отказ от переговоров подтвердили, однако раскрывать причины срыва сделки, завершение которой ожидалось уже в ближайшее время, отказались, сославшись на договоренности с бывшими партнерами.
По мнению экспертов, «Миндаль» для сети «О’КЕЙ» стал бы весьма выгодным приобретением. «Для активно растущей федеральной сети гипермаркетов «О’КЕЙ», одного из лидеров российского ретейла, такое приобретение, видимо, было интересно прежде всего по причине привлекательного расположения, довольно больших средних площадей и неплохих финансовых показателей большей части магазинов сети. Теоретически такие объекты могут быть быстро и эффективно интегрированы в бизнес сети гипермаркетов.
Вместе с тем полагаю, что отказ от сделки, конечно, не окажет какого-либо заметного негативного влияния на бизнес компании и динамику котировок ценных бумаг. В текущем году «О`КЕЙ» демонстрирует весьма позитивные темпы роста по всем ключевым показателям и в том числе успешно реализует ранее заявленный план органического роста совокупной торговой площади сети и не испытывает проблем с открытием новых объектов», — отмечает генеральный директор ООО «Финам-Тольятти» Александр Адамов.
Включение в переговорный процесс другого крупного федерального ретейлера, такого как X5 Retail Group, Адамов называет логичным: «Поглощение крупной местной компании позволит заметно усилить позиции на локальном рынке Тольятти. Долю сети «Миндаль» на рынке продовольственного ретейла города можно оценить примерно в 4%, в розничном товарообороте в целом — примерно в 2%. При этом, полагаю, переход объектов под контроль федерального ретейлера позволит заметно повысить данный показатель за счет сокращения издержек и увеличения выручки. На первый взгляд объекты сети «Миндаль» вполне соответствуют, например, базовым характеристикам формата сети супермаркетов «Перекресток», которую развивает Х5″.
Директор ООО «Агроторг-Самара» (торговая сеть «Покупочка») Кирилл Захаров отмечает, что переход права собственности на сеть «Миндаль» к X5 Retail Group приведет к существенному
укреплению позиций этого ретейлера на местном уровне, но вряд ли повлечет какие-либо существенные изменения на городском рынке продуктового ретейла. «Для X5 Retail Group логично было бы развивать на базе «Миндалей» концепцию «Перекрестка», так как форматы работы магазинов схожи», — добавил Захаров.
Сейчас в Тольятти работает три магазина «Перекресток»: в ТЦ «Русь на Волге», «Аэрохолл» и «Капитал». Ранее в городе функционировало четыре магазина, но около двух лет назад был закрыт «Перекресток», располагавшийся в ТЦ «Юность» в Центральном районе. Его место занял магазин тольяттинской сети «Пеликан».
По мнению директора консалтингового агентства «Оранж-Сити» Михаила Колесникова, переговоры с X5 Retail Group, так же как и в случае с «О’КЕЙ», могут ни к чему не привести. «В последнее время X5 Retail Group замедлило темпы экспансии рынка по стране, придерживаясь, видимо, иных целей, нежели рост числа магазинов. Вряд ли сделка по покупке сети «Миндаль» будет в
приоритете», — полагает Михаил Колесников.