Памятники Тольятти: «Золотой брус»

Мы договорились встретиться у «Волгаря», где гид обещал показать образец истинного монументального мозаичного искусства советских времен. Я честно говоря, после рассказа о «Беге» начинал сомневаться в памяти нашего уважаемого гида.

Погода и забор у тыльной стороны дворца спорта укрепляли мои сомнения: «Ну какой здесь памятник, какой образец монументального искусства?», — недоумевал я, наблюдая за голубями, кружившими над двумя будками, установленными у забора. Позже мои сомнения улетучились словно утренний сон молодого солдата на подъеме.

***

— Готовы, друзья мои? — радостно вопрошал гид. Его настрой поднимал наше настроение, тем более Сергей уже успел «нагрузить» нас и событиями в «Колесе» и возможной отставкой заместителей мэра города.

— Да, вот что, Сергей. Если хочешь о политике, давай поговорим после осмотра «золотого бруса», — гид вовремя предостерег нашего политобозревателя от ненужных разговоров. Замечание было сказано вовремя, Сергей уже был готов рассказать о спорах в бригаде и выводах рабочих о городской политике в ноябре.

***

Мы прошли мимо двух зеленых голубятен, где хозяйством занимались двое пожилых мужчин. Нас, проходящих мимо мужчины восприняли так, словно мы старые знакомые: улыбнулись, поздоровались и продолжили дальше свое голубиное дело. Мы же в полной тишине и без вопросов шли к дыре в заборе, вернее сетке рабице, которая в углу зияла вполне проходной дырой. «Никогда бы не подумал, что за забором есть что-то примечательное», — подумал я оценивая пейзаж. Глаз ловил горы песка, бурьян и какую-то непонятную трех этажную конструкцию. Минуя забор и взяв чуть левее перед нами вырос странный яркий сверху и скрытый книзу травой и кустарником параллелепипед из бетона. За бурьяном не было видно что нанесено по сторонам бетонных плит уложенных вертикально на шести бетонных блоках. Мы подошли ближе.

— Вот, вот он «золотой брус», — гид похлопывал по боковой поверхности на которой было нанесено мозаичное полотно с изображением группы солдат Советской Армии, принимающих присягу у флага СССР. — «Золотой», потому что — это дорогая и миниатюрная работа! 

В далеком теперь 1976 году здесь был голый бетонный параллелепипед и в течении двух лет над созданием этой монументальной мозаичной композицией трудились несколько бригад художников и рабочих. Автором картин, нанесенных смальтой на бетон стал известный в Союзе художник Юрий Королев. Юрий Константинович больше известен как директор Третьяковской галереи, который смог восстановить ее, вдохнуть вторую жизнь в Третьяковку, он же и руководил галереей до последних дней своей жизни, до 1992 года. Королев также известен и своими мозаичными панно на станции 1905 года в столичном метро.

Вторым автором этого памятника считается архитектор Борис Рубаненко, который также был архитектором Автозаводского района и автором проекта строительства Набережных Челнов. Борис Рафаилович для своего времени был пионером в архитектуре, это признают и гости двух  Автоградов и именитые сегодня дизайнеры.

Мы передвигались за гидом вдоль мозаичной композиции по доступной стороне, ближе к ул. Юбилейной. Он же увлекая нас за собой продолжал рассказ.

— В реестре памятников мэрии Тольятти, панно внесено под названием «Радость труда», однако этот монумент везде фигурирует как стела-панно в честь «50-летия СССР». А настоящее название, или чему именно посвящена стела сейчас вы узнаете. И еще вы узнаете о приближающемся юбилее одного из названий АВТОВАЗа. Вы сами все поймете, когда прочитаете надпись на фронтоне. 

В продолжении о создателях обязательно надо упомянуть рабочих и художников, которые в течении двух лет трудились над этим замечательным памятником. Они только не жили в вагончике, который стоял здесь рядом во время стройки. Это:

— руководитель бригады художников Валентин Леонидович Бачурин;

— художник Лилия Арсентьевна Розова;

— художник Виктор Борисович Будников;

— художник Сергей Васильевич Гришин; 

— художник Николай Михайлович Простосердов.

Имен рабочих и трактористов я к сожалению не знаю.

На этих словах мы подошли к ближайшему к «Волгарю» фронтону и прочитали надпись в ореоле голубой ленты: «В декабре 1972 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Волжскому автозаводу присвоено имя 50-летия СССР». В том году и появилась идея как то увековечить это событие. 

— Вот теперь вы знаете, что стела была посвящена новому названию АВТОВАЗа, а в декабре этого года решению Президиума Верховного Совета РСФСР исполняется 40 лет.

Площадь мозаики этого грандиозного памятника составляет 530 кв. метров. Мозаику везли в Тольятти со всей страны — из Ростова, Лисичанска, Костино, в этих городах работали стекольные заводы по выплавке смальты (непрозрачное стекло).

По замыслу авторов — это панно должно было стать жемчужиной Автозаводского района. Смальта отображает солнечные лучи, причем играет цветами, в зависимости от угла падения солнечных лучей. На панно вы уже увидели красноармейцев, есть бойцы красногвардейцы, комсомольцы — строители ДнепроГЭСа и Магнитки, а завершающим панно была тема ВАЗа. Авторы хотели подчеркнуть преемственность поколений от революционных лет, до времен создания автозавода. И авторам удалось воплотить свою идею в жизнь, вот только одного не делали по проекту. Мозаика не была нанесена на верху сооружения, планировалось что верх тоже должен играть, если смотреть из строящейся гостиницы (сейчас «Вега») или с высоты птичьего полета, скажем из самолета.

Вокруг этого панно в дни создания, работали трактора, по проекту, монумент окружали цветочные клумбы, гранитные плиты, асфальтовые дорожки. Что мы имеем сегодня, вы видите сами.

Действительно, такой памятник за забором, в окружении гор песка, непроходимого бурьяна — это разрыв нашей истории, неуважение к пусть советскому, но прошлому. 

Памятник уцелел, когда развалился СССР, но не смог выдержать напора 2000-х. Когда Василий Воронской собрался строить здесь выставочный комплекс, памятник хотели снести, но тогда его смогли отстоять и по проекту он располагался в центре выставки.

В начале века, специалисты по мозаике оценили возможность реставрации панно. Это было возможно, но все уперлось в деньги. Тогда можно было восстановить рисунки, если бы город нашел 2 млн рублей. И местные мастера согласились на эту работу. Но денег не нашли и вряд ли искали, если честно.

В мае 2010 года на Культурном совете в департаменте культуры мэрии Тольятти было принято решение по консервации панно и сохранению памятника. Прошло два года, а здесь даже охраны никакой и как следствие обратите внимание смальту срезают в промышленных масштабах, это видно на другой стороне. Сергей уже забрался на песчаный холм и фотографировал доступные участки панно. Во многих местах смальта была отковырена, памятник зиял этими дырами, словно по нему стреляли из артиллерийских орудий.

***

— Так что происходит в городе, Сергей? — гид хитро щурясь спрашивал нашего политобозревателя когда мы подошли к дворцу спорта, после необычной экскурсии.

— Мне не хочется говорить после увиденного.

— И не надо, Сергей, все и так понятно, — гид прощался до следующей экскурсии. Мы расселись по машинам и без разговоров уезжали от советской жемчужины Нового города. И никаких сомнений в памяти нашего гида у меня не осталось.

PS. Фото панно можно посмотреть здесь.