Развитие портов в России и СНГ
Порт – это сооружение, которое помимо выполнения основных функций является мощным катализатором экономического роста. Портовая инфраструктура предназначена в первую очередь на перевалку (перегрузку с одного вида транспорта на другой) больших объемов разнообразных грузов. Соответственно, наличие постоянных материальных потоков стимулирует развитие всех секторов региональной и национальной экономики – транспорта, производства, финансов, сферы услуг и т.д. В этом и заключается интерес государства в развитии портов.
Исторически сложилось так, что Россия имеет экономику с преобладанием сырьевого экспортного сектора. Инфраструктура морских портов ориентирована на обработку экспортных (минеральное сырье, каменный уголь, металлургическая продукция, жидкие углеводороды и т.д.) и импортных (изделия легкой промышленности, оборудование, бытовая техника, автомобили и т.д.) грузов. Несколько отдельно стоят порты (или части портов), предназначенных для обслуживания рыболовных судов. Особую сложность представляет транспортировка жидких грузов – нефти и нефтепродуктов, но при этом именно они составляют важнейшую часть российского экспорта. Перевалка такого рода продукции требует создания сложной дорогостоящей технической инфраструктуры, особой системы администрирования и соблюдения строгих требований общей и экологической безопасности. Эти мероприятия весьма дорогостоящи, но при этом экономический эффект получается впечатляющим. К настоящему времени в Российской Федерации построен мощный портовый комплекс под Санкт-Петербургом, реконструируется инфраструктура черноморских и дальневосточных портов. Соседние страны также уделяют серьезное внимание морским «нефтяным» маршрутам: Украина – крымским, а Казахстан – каспийскому Актау. Руководитель профильной инфраструктурной Управляющей Компании «Группа 100» Кузнецов Тимофей Игоревич: «Порт, особенно нефтеналивной – мощнейший финансовый генератор. Если государство способно построить и поддерживать его – это само по себе доказательство состоятельности».
Развитие портов в России и СНГ – это не только экономические, но также социальные и политические проекты, от успешной реализации которых зависит будущее экономики. Государство прекрасно это понимает и оказывает подобным проектам всестороннюю поддержку, что является определяющим условием успеха.