«Земельные мытарства» тольяттинских старообрядцев

На опушке Старогородского леса стоит необычная церковь. Простые деревянные стены, скромные купола, никакого сусального золота, дорогостоящей фасадной подсветки и прочих привычных изысков. Это надвратный храм тольяттинской общины Русской православной старообрядческой церкви — первый и пока единственный в городе. Какой ценой далось старообрядцам его строительство и каковы их планы на будущее, расскажем ниже.

«Объект культурного наследия»

История строительства в городе Тольятти старообрядческой церкви началась ещё в 90-е. Актив тольяттинской общины обратился в мэрию с просьбой выделить для этих целей пустовавший земельный участок в Портпосёлке, на Комсомольском шоссе, напротив больницы. Место было удобно тем, что располагалось на равном расстоянии от всех трёх районов города, поэтому верующим было бы комфортно собираться там для богослужений.

Поначалу городские власти были не против, и старообрядцы даже успели оплатить разработку проекта застройки. Но вскоре мэрия внезапно изменила своё решение: оказалось, что пельменная, расположенная поблизости от будущего храма, является объектом культурного наследия эпохи соцреализма и подлежит обязательному сохранению для потомков.

В результате тольяттинской общине пришлось временно отказаться от своих планов по строительству храма. А пельменную вскоре всё равно снесли. Потому что причина отказа была, конечно же, не в особой культурной ценности здания: просто на этот участок земли «положила глаз» одна уважаемая строительная компания. Теперь напротив бывшей больницы Портпосёлка стоит девятиэтажка.

«Зачем старообрядцам храм?»

Чтобы «помочь» старообрядцам отказаться от идеи строительства храма в Портпосёлке, использовались различные аргументы. Так, например, один известный журналист, специализирующийся на духовной тематике, опубликовал в многотиражной газете гневный материал. Основных мыслей было две: «В Портпосёлке уже есть храмовый комплекс, и вообще в Тольятти и так много церквей», а также: «Зачем старообрядцам вообще вдруг понадобился храм, если они испокон веков жили в пещерах и скитах?».

Человеку, не изучавшему в школе историю, такие аргументы могут показаться убедительными. Однако тот, кто имел по этой дисциплине хотя бы твёрдую «тройку», прекрасно знает, что Русская православная церковь и Русская православная старообрядческая церковь — это две разные организации. Действительно, сегодня в Тольятти насчитывается более 40 церквей, приходов и молельных комнат, однако все они не имеют отношения к старообрядцам: их община, состоящая из 300 человек, на тот момент не имела ни одного храма.

Что же касается «проживания в пещерах», то старообрядцы находились там далеко не всегда по своей воле. К тому же все церкви, построенные в России до XVII века, можно считать старообрядческими. В том числе такие архитектурные шедевры, как Успенский собор во Владимире, Софийский собор в Великом Новгороде, Благовещенский собор Казанского кремля, Церковь Покрова на Нерли и Собор Василия Блаженного. Тем, для кого это является открытием, дадим небольшое пояснение.

Новый обряд

Как известно, Русь была крещена в православие по византийскому обряду, то есть Русская православная церковь являлась последовательницей Константинопольской (греческой) церкви. Соответственно, все церковные обряды также были заимствованы у Византии. В том числе положение пальцев при совершении крестного знамения, направление движения крестного хода, земные поклоны и многое другое.

Время шло, и обряды в Константинопольской церкви менялись. Русская же церковь строго сохраняла традиции, не меняя однажды принятого канона.

В 1653 году новоизбранный патриарх Русской православной церкви Никон решил привести обряды к новому греческому образцу. Он разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «Не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».

В исторические богослужебные тексты по указанию Никона было внесено множество новаций: например, в слово «Iсус» была добавлена ещё одна буква, и оно стало писаться «Iисус». Коррекции подвергся даже сам Символ веры.

Были введены и другие изменения: традиционные земные поклоны заменены поясными, крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца), а возглас «аллилуйя» во время службы стал произносить не дважды, а трижды…

Тому, кто далёк от религии, эти изменения могут показаться незначительными. Однако для людей верующих внешняя форма и внутренне содержание священнодействий и таинств неразрывно связаны. По словам Иоанна Златоуста, через внешние (телесные) знамения Бог даёт человеку свои невидимые дары. Изменить обряд (а тем более — имя Христа) и Символ веры — значит, нарушить связь с Богом, отвратиться от него.

Поэтому неудивительно, что поначалу церковь не приняла нововведений своего патриарха, напрямую противоречивших постановлениям Стоглавого собора — мероприятия, установившего правила христианского богослужения в России. Однако впоследствии, при неограниченной поддержке светской власти, Никону всё же удалось продавить эти изменения. Тех, кто не захотел отправлять обряды на новый лад, предали анафеме.

Война и мир

Абсурд ситуации заключается в том, что «раскольниками» почему-то стали называть не тех, кто придумал спорные новшества (и тем самым внёс раскол в единство церкви), а тех, кто им воспротивился. Старообрядцы (так стали называть хранителей традиции) подверглись нешуточным гонениям: их заключали в тюрьмы, пытали, сжигали заживо.

Так, были сожжены в срубе 14 слуг боярыни Морозовой, отказавшихся перейти «в новую веру». Сама же боярыня и её сестра подверглись пыткам на дыбе, а затем были заморены голодом до смерти. Братия Соловецкого монастыря (в котором за 30 лет до этих событий принял постриг сам Никон) отказалась признавать новые обряды и почти 10 лет держала оборону против осаждавших монастырь царских войск. При подавлении бунта было убито более 400 человек.

Спасаясь от гонений, последователи традиционного учения покидали свои города и уходили в степи, в леса, на побережье морей, где создавали новые поселения. Так, старообрядцы из городка Елатьма, что под Рязанью, прошли почти тысячу километров и основали в оренбургской степи (задолго до появления самого Оренбурга) село Елатомка — «маленькая Елатьма». Самые крупные общины сформировались на побережье Белого моря, в Карелии, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Поволжье. Согласно переписи 1897 года, в России насчитывалось 2 204 596 старообрядцев.

К концу XVIII века страсти стихли, и отношение к старообрядцам изменилось. Екатерина II в своей речи «О старообрядчестве», произнесённой на общей конференции синода и сената в 1763 году, впервые сказала очевидное: «Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь». В 1800 году Святейший Синод РПЦ разрешил прихожанам соблюдать старые обряды, если они при этом подчиняются новому церковному начальству.

Ещё век потребовался для того, чтобы официально разрешить старообрядцам иметь собственных священников и проводить службы в собственных храмах. А в 1929 году синод Русской православной церкви признал старые обряды равнозначными новым и отменил анафему старообрядцам. К окончательному примирению РПЦ и Русской православной старообрядческой церкви это пока не привело, однако дало надежду на то, что когда-нибудь мир и согласие восторжествуют.

Земельные мытарства

Но вернёмся к нашим временам. После неудачи в Портпосёлке тольяттинская община Русской православной старообрядческой церкви продолжила попытки найти место для строительства своего храма. Наконец, мэрия приняла постановление о выделении старообрядцам земельного участка на Автозаводском шоссе, рядом со Ставропольской ЦРБ.

Наученные горьким опытом, члены общины на всякий случай обратились в прокуратуру с просьбой проверить законность выделения этого земельного участка. Мало ли, вдруг там тоже имеются «объекты культурного наследия»? Ответ был однозначным: участок чист, все процедуры соблюдены, строить можно. Тогда старообрядцы заказали корректировку проекта (его нужно было заново «посадить» на местность), оплатили заготовку сруба для часовни, начали фундаментные работы. По церковной традиции, на месте будущего храма был установлен поклонный крест.

Беда пришла, откуда не ждали: мэр Тольятти Николай Уткин угодил за решётку. И тут, через год после выделения участка, администрация Ставропольского района «внезапно» обнаружила, что на самом деле это её земля. Чиновники обратились в суд и смогли доказать, что Роснедвижимость предоставила мэрии ошибочную информацию, и спорный участок действительно принадлежит Ставропольскому району. Так старообрядцы вновь остались без своего храма.

Третья попытка

Через несколько лет мэрии всё-таки удалось выделить тольяттинской общине участок земли. Располагается он в Центральном районе, неподалёку от детской многопрофильной больницы. В сентябре 2011 года установленный на месте будущего строительства поклонный крест торжественно освятил митрополит Московский и всея Руси Корнилий, специально прибывший в Тольятти ради этого события.

Участок довольно большой: здесь разместится целый храмовый комплекс — часовня, дом причта, большой центральный собор в честь Георгия Победоносца и другие помещения. Кроме прочего, здесь будут созданы воскресная школа, ремесленные мастерские и приют для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Сейчас небольшой надвратный храм иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость» уже практически построен, завершается внутренняя отделка. Недавно в Тольятти вновь приезжал митрополит Корнилий. Он отслужил в храме молебен, который посетил нынешний мэр Тольятти Сергей Андреев. Глава города и предстоятель Церкви обсудили перспективы строительства большого собора, подведение коммуникаций и устройство уличного освещения. Мэр вручил митрополиту постановление о выделении общине дополнительного земельного участка. Можно надеяться, что «земельные мытарства» старообрядцев закончились, и им наконец-то удастся воплотить задуманное.